Да уж устроил электорат своей замечательной власти «цыганочку с выходом» 9 сентября! Всего-то четыре региона не смогли выбрать губернаторов в первом туре, а как кувырком все пошло дальше!
В Приморье местный КИК решил, что они самые умные, и назначил второй тур прямо через неделю. С одной стороны – понятно, наш врио чуть-чуть недотянул до 50+1: 46% против 20% следующего! Ну, подналяжем, пять процентов уж натянем, а противник как раз собраться не успеет. С другой стороны, кто не понимает общественные настроения – тот проигрывает.
Так и случилось. Второй тур состоялся. И практически к окончанию подсчета голосов стало понятно, что 46% – это потолок провластного кандидата, в то время как за его соперника голосуют все остальные. Тут-то наши и сделали, так сказать, финт ушами: вкинули за врио так быстро и так много, что фабрикация была очевидна всем – особенно если учесть, что многие наблюдали все это в прямом эфире.
Дальше, разумеется, скандал, протесты, всероссийский смех, амбивалентная позиция ЦИК… И в конце концов – отмена результатов вообще, переголосовка через три месяца.
И даже не получается сказать о ситуации: «хотели как лучше, а получилось как всегда»… Потому что такой ситуации не было.
Так что это было?
The Bell выдвинуло гипотезу, что наш КИК, увидев, что побеждает Ищенко, специально спровоцировал явную фабрикацию, чтобы результат отменили. Эта гипотеза сейчас является господствующей. Но мне больше импонирует точка зрения Сергея Смирнова, главреда «Медиазоны», высказанная им на «Эхе Москвы».
Смирнов обратил внимание (да мы и все это видели), что вначале ЦИК пытался сохранить результат с победой Тарасенко. Сюда же относится и смешное заявление Эллы Памфиловой, что аномальное голосование на некоторых участках Уссурийска тем, что это – на судах, там небольшой коллектив и они все как один… На следующий день другой член ЦИК сказал, что насчет Уссурийска – это оговорка, Элла имела в виду Находку (мы должны радоваться, что ЦИК посмотрел на карту и расширил свои знания географии). И вообще все пошло иначе, в результате результаты отменили вообще.
Насчет слез (а Элла Памфилова даже всплакнула, говоря о наших выборах) Смирнов уточнил: «Мы не знаем, что было внутри». И предположил, что слезы – не собственно о наших странных результатах, а эмоциональная реакция на разговор «на самом верху», в результате которого сфабрикованный результат бал зачеркнут. В результате чего Памфилова была гораздо спокойнее и свободнее в момент отмены результатов, чем вначале. Зато Тарасенко выглядел слегка пришибленным.
Смирнов предполагает, что и КИК испрашивал разрешение на «чудесный» результат тоже «на самом верху». Но был ли это один и от же «самый верх»?
Так или иначе, но приморские выборы стали и уроком, и предостережением остальным вторым турам… которых оказалось пока что не три, а два. Губернатор Зимин в Хакассии «снялся» в последний момент, и второй тур там пройдет через две недели, уже без Зимина.
А в Хабаровском крае и Владимирской области вторые туры прошли в воскресенье, 23 сентября. Ожидаемо победили противники действовавших губернаторов, выдвиженцы ЛДПР. Они, выдвиженцы эти, не так уж стремились победить. Особенно Владимир Сипягин во Владимирской области, который совершенно не вел никакой агитации, от всех прятался – но избиратели сказали: «Нет, ты все равно будешь губернатором! Назвался груздем? А ну, полезай, куда мы тебя выбрали!» Единственное, чего ему удалось добиться, он опередил действовавшего губернатора Светлану Орлову только на 20% – в отличие от Сергея Фургала в Хабаровском крае, который опередил Вячеслава Шпорта на 40%.
Понятно, что этот триумфальный результат выдвиженцев ЛДПР – чисто протестное голосование: нельзя сказать, что эти ЛДПРовцы никто и звать их никак, все-таки некая узнаваемость в народе у них есть, но на самом деле народ голосовал не за них, а против власти. Некий хабаровский чиновник даже поделился с «Коммерсантом» обидой: мы ж сами для него голоса собирали, он обещал, что будет вести себя правильно, а он все нарушил, взял и выиграл! Нарушил… Да ничего он не нарушил! Кто его спрашивал? Он просто оказался в нужное время в нужном месте – и снял сливки. Победу Фургала сама власть подготовила – а разве он может возражать против власти? Он же не Навальный!
Да, власть совсем не учла, что, помимо Едра и политтехнологов, существует еще и народ. Не учла настроений народа. И надеется, что к следующему единому дню голосования все устаканится и станет как прежде. Ох, вряд ли. Пенсионное ограбление – процесс долгоиграющий. Он не забудется. И ничто не устаканится. Что, будут еще тщательнее подбирать «конкурентов» на выборах? Ну, наподбирались. Выбирать не из кого? Так проголосуем хоть за черта лысого! Уж не хуже нынешних «управленцев» будут, потому что куда уж хуже.
Победители, может, тоже пока не совсем адекватно представляют свою роль. У них эйфория. Планов громадье. «КПРФ и ЛДПР создадут коалиционные правительства в регионах, где губернаторские выборы выиграли кандидаты от оппозиции. Об этом заявили лидеры партий Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов», – это сегодняшняя новость. Коалиция с Едром, конечно. Вместе весело шагать по просторам, по просторам! И, конечно, припевать…
То есть грабли с дороги никто убирать не собирается.
Ну что ж, тем интереснее…
Марина ЗАВАДСКАЯ.