фото

Кто-то всполошился, а кто-то пришел в недоумение от новой затеи столичной полиции поставить в метро некую «интеллектуальную систему», которая могла бы отслеживать сим-карты. Прикладная задача системы — следить за жуликами — похитителями мобильных телефонов. Задача глобальная – следить за террористами. Правозащитники видят и задачу конспирологическую — взять под контроль простых граждан с целью установления слежки и пресечения оппозиционной деятельности (поставим уж вопрос ребром!).

Я же полагаю, что эта затея не что иное, как новый, высокотехнологичный, «интеллектуальный» способ жульничества за государственный счет. Ну, сами посудите: с каких это пор государство так озаботилось нашими проблемами, что готово создать всевидящее око для борьбы с мелким воровством? И почему именно кражи мобильников, а не какие-то иные виды преступности, каковых полно? Нелогично как-то создавать целую сложную систему для такого узкого применения. Тем более что против карманников это как раз и не сработает. Эти ребята как никто другой знают, что первым делом из похищенного телефона надо выбросить сим-карту.

«У нас обычно кражи телефонов происходят в вагонах поезда в момент, когда идет большая загруженность потока... Мало шансов, что преступник сразу же раскроет телефон и будет вынимать SIM-карту. Сначала, наверное, попытается покинуть зону совершения преступления вместе с телефоном», — рассказали в оперативном отделе УВД по метро.

Откуда такая уверенность у офицера-оперативника, мне совершенно непонятно. Загруженность, конечно, большая, но не настолько большая, чтобы воришка не смог прижаться к стеночке — и открыть аппарат. Уж у них-то это наверняка отработано превосходно — они так на жизнь зарабатывают, это их профессия. Но даже если преступник действительно поступит так, как полагают в полиции, то что делать ограбленному? Как правило, пропажа обнаруживается спустя некоторое время. Пусть даже короткое. И что дальше? Как оповестить «интеллектуальную систему»? Телефона-то у гражданина больше нет! Мало кто носит сразу несколько трубок. Да и сеть в метро есть не везде. Нажимать на кнопку в вагоне и на весь вагон орать машинисту, оглашая свой похищенный номер? А машинисту больше делать нечего, как на ходу этот номер записывать и передавать полицейским? Или дежурной по эскалатору докладывать? Или специальные тревожные кнопки оборудовать? Как систему слежения активировать-то?

И ведь система еще должна с оператором связи в контакт вступить, массу всяких промежуточных этапов, видимо, придется преодолеть. И что, за все это время преступник так и не догадается открыть телефон и выбросить сим-карту? Я уж не говорю о том, что понадобятся дополнительные наличные силы для ловли воров, если их выследит система. А ловить надо в толпе. Короче, дикий геморрой якобы ради того, чтобы предотвратить кражи мобильников.

Ну так, может быть, первичная цель — борьба с террором? Но не поздновато ли начинать ловить условного шахида уже после того, как он оказался в метро? Если следить за потенциальными террористами, подозреваемыми в нехороших замыслах, то такую слежку надо вести повсеместно, и я уверен, что такие возможности есть и сейчас. В конце концов, отследить мобильный телефон в наше время не очень сложно. По закону — с санкции суда. А по практике, подозреваю, что и без таковой.

По той же причине я сомневаюсь, что идея направлена на борьбу с инакомыслящими. Именно потому, что и сейчас никто и ничто не мешает контролировать их мобильные телефоны, прослушивать разговоры и лезть в их жизнь иными технологическими способами.

Так что думаю, что новая система отслеживания сим-карт — это просто еще одна новая система «освоения» бюджетных денег. Я тут с большим восторгом услыхал, что, оказывается, комплекс, фиксирующий в автоматическом режиме нарушение скоростного режима на автострадах — бандура с камерой и радаром, висящая сверху на столбах, — стоит в районе аж трех миллионов рублей. Не все камеры и радары скопом, а один комплекс! А их десятки уже поставлены. И с какого перепугу это не очень замысловатое устройство обходится бюджету по цене хорошего немецкого автомобиля представительского класса, я не представляю. То есть догадки у меня, конечно, имеются, но это же просто догадки, никаких подозрений, что вы, что вы.

А теперь представьте, сколько можно деньжат освоить под систему, которую поставят на всех станциях, в переходах, на перегонах и бог знает еще где в метрополитене. Как говорил мой любимый киногерой, «это же Клондайк! Эльдорадо!».