Остро критиковать власть, внешнюю и внутреннюю политику, правящую партию, и особенно первое лицо – страны, области, города, района, «поселения», школы, больницы, вуза, конторы, неважно чего – т.е., любого начальника. Нельзя интересоваться декларациями чиновников, их скромными дачками и убогими шубохранилищами, их зарубежными вилами, яхтами, самолётами для собачек и офшорными счетами, их «бывшими» женами с заоблачными состояниями и «гениальными» детьми-предпринимателями. Нельзя заниматься политикой. Нельзя подвергать сомнению выборы и особенно их результаты.
Нельзя допытываться, что мы делаем в Сирии и кто виноват в наших отвратительных отношениях с Украиной. Нельзя спрашивать: почему представитель МИДа Мария Захарова – наше всё?! Разве Алла Пугачёва хуже комментировала бы нашу внешнюю политику?!
Нельзя заниматься общественно-значимой журналистикой (только пиар, дозированная информация, писание про кошечек-собачек и комнатные растения). Нельзя заниматься наукой (это поиск истины, а он может да-а-леко завести!). Нельзя заниматься сельским хозяйством – для этого есть агрохолдинги-олигархи, которым помогает государство. Промышленностью – это долго, муторно и подразумевает материальный результат, не лучше ли не слезать с нефтегазовой трубы?! Литературой, кино, эстрадой – тем более, там уже всё назначено и поделено, не стоит и рыпаться.
Огромные массы народа, которым ничего «нельзя», невольно выталкиваются в «уличную» политику. Люди, лишенные возможности реализовать себя в профессиональном плане из-за того, что все места в социальных лифтах заняты «блатными» кадрами, лизоблюдами или знакомыми начальников, жаждут настоящего дела. А у страны, кроме природных ископаемых и территории, ничего нет! Нет мечты, нет концепции развития, нет мира между богатыми и бедными, нет денег, и, главное, почти нет надежды на изменение ситуации к лучшему.
И эта духовная бедность у нас общая с правящим классом. Ведь он, по сути, совершенно «гол и бос», напрочь лишен самобытности, опоры на родную землю, на историю государственности, на прошлое. Оттого и появляется у нас в прокате бюджетное кино «Викинг» с основным идеологическим посылом «из грязи – в князи», с огромным финансированием и с малочисленной массовкой, призванной имитировать десятки тысяч воинов. И так во всём: пришло на выборы сто человек – остальные появляются в протоколах с помощью спецэффектов «компьютерной графики»; дела сделано на копейку, а отчёта – на десятки миллионов.
Духовная бедность правящего класса, отсутствие внутреннего самобытного содержания приводят к тому, что все явления в области культуры и идеологии, к которым прикасается щедрая рука государственного финансирования, удивительным образом мертвеют. Патриотизм становится казённым, журналистика вырождается в пропаганду, кино превращается в прачечную по отмывке бюджета, церковь – в «одну из общественных организаций», клубы интеллектуалов – в портняжек, шьющих одёжки для голого короля, былые любимцы публики – в самовлюблённых павлинов, утративших связь с реальностью.
Эта бесконечная фонограмма во всероссийском масштабе вместо природного голоса, фотокоррекция и макияж вместо собственного лица, собрание чужих мыслей и мнений, призванных заместить отсутствие каких-либо убеждений, кроме права на собственное доминирование – всё это кончится рано или поздно печально. Можно обмануть себя, можно обмануть народ. Но ещё никому не удавалось обмануть слово! Про это даже в Библии сказано: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа».
Народ взыскует красоты и правды слова. И в песне, и в жизни, и в политике. Кто-то ищет идеала неосознанно, кто-то – с глубоким пониманием происходящих в мире процессов. И если в человеке не сломлен дух достоинства и свободы, его выбор будет всегда однозначен:
Лучше встать у расстрельной стены,
Лучше в братской могиле забыться,
Но склониться к ногам сатаны
Только раб, только раб согласится!
эссе Лидии Сычёвой
https://zen.yandex.ru/media