На выборах президента Российской Федерации, что прошли 18 марта 2018 года, мне пришлось поработать на благо общества в качестве наблюдателя от Общественной Палаты Приморского края на избирательном участке №1102, расположенном в г. Дальнереченске по улице Калинина, в доме №91.
Что мне было изначально броско: за всю историю выборов 18 марта я не увидела ни одного даже подвыпившего избирателя.
Да, с избирателями приятно было работать и наблюдать за ними. Люди шли аккуратно одетые, все имели при себе паспорта, никакой попытки вброса «левака» не отмечалось. Всё шло своим человеческим чередом, без скандалов и дрязг. И я была приятно удивлена.
К сожалению, с моей точки зрения, территориальная избирательная комиссия, где председатель Виктор Петров, не особо удосужилась серьёзно подойти к обеспечению избирателей нормальным помещением для голосования, а также для людей, работающих в этот день с утра и до самой полночи, и даже более!
Есть и нарекания по поводу организации доступности к прочтению информации о кандидатах в президенты, да ещё какой-то непонятной «шпаргалки», скотчем приклеенной в конце плаката напротив кандидата в президенты Павла Грудинина, свисающей практически на противопожарную сигнальную кнопку противопожарного оборудования.
Когда я вошла в эту «кубавушку», примерно размером 35, максимум 40 квадратных метров, где наблюдатели сидели почти впритык с членами участковой избирательной комиссии, мне сразу бросилось в глаза, что на размещенных здесь на хорошей лощеной бумаге цветных фотографиях восьми кандидатов в президенты, информацию без хорошей лупы прочитать невозможно. Более того, нет и должного подступа к этим плакатам.
Конечно, в голове промелькнула мысль, а для чего всё это? Что это за фарс, что за растренькивание народных денег? А может быть, просто решили поиграть в «понты»? Почему такой мелкий шрифт? Почему плакаты так высоко развешены? Чтобы прочитать избирателю информацию о кандидатах в президенты, надо с собой, идя на выборы, переносную лестницу брать? Кто позволил ТИКу так сорить нашими деньгами?
А далее, ещё «круче». Моя рука непроизвольно потянулась к какой-то шпаргалке, свисающей на красную, вначале мне непонятную, красную кнопку в красном обрамлении. Хотелось узнать, что это за нововведение на избирательном участке. Может, что интересное узнаю?
Одна из женщин на меня «цикнула», дескать, нельзя руками здесь трогать. Оказалось, что этот красный прибор есть вызов скорой пожарной помощи! Мало ли чего, прикоснусь невзначай, вдруг да сирена противопожарная завоет?
Однако моё любопытство запрет только разогрел. Мне захотелось узнать, что это за бумажка такая висит на этом самом красном противопожарном приборчике?
Я уж к этой приляпанной бумажке и так, и эдак, всё бесполезно. Ну, никак не могу ничего понять и прочитать.
А как въедливый наблюдатель, я даже линейкой измерила эту загадочную «нанотехнологию».
Оказалось, на этом «микро-кусочке» длиною в 14 сантиметров и шириною в 8 сантиметров «спрятано» целое многомиллионное состояние!
Да-да, дорогие наши избиратели, вот вас прошло через эту душную избирательную «кубавушку», точно скажу сколько - целых 864 избирателя без учёта детей, и никто лично при мне не заметил это многомиллионное состояние, мудро спрятанное на самом безопасном противопожарном красном «наноприборе».
Итак, я всё же узнала из этой «шпаргалки» 14 на 8, что выявлены дополнительные, установленные ФНС (аббревиатура здесь не расшифровывается, но, очевидно, Федеральная налоговая служба) России факты недостоверных сведений, представленных П.Н. Грудининым.
Выявлены не указанные кандидатом счета в швейцарском банке, и на английском языке указывается имя банка.
Во, думаю, какого высокого мнения о нас ЦИК с Эллой Памфиловой! Считают нас, провинциалов 70-90-летних, продвинутыми, и на английском с нами, стало быть, зашпрехали.
Как наблюдатель, решила обратиться в письменной форме с рядом возникших вопросов на доверенном мне участке 1102 к самому председателю ТИКа Дальнереченского городского округа Виктору Петрову. Как говорится, «беру быка за рога» и сообщаю о недовольстве организацией избирательной кампании.
Во-первых, спрашиваю я, как наблюдатель, почему информация о кандидатах в депутаты напечатана мелким шрифтом?
Почему дополнительная информация о Грудинине, кандидате в президенты России, напечатана «на шпаргалке» практически невидимого размера?
Почему дополнительная информация расположена на кнопке пожарного автоматического оборудования?
Почему для проведения выборов президента России выделена маленькая комната? Кстати, даже без вентиляции!
Здесь чувствуется, чисто формальный подход к выборам на участке 1102..
Сдаю своё обращение в ТИК и иду обратно на свой участок дальше наблюдать. Правда, пройти в сам участок можно только вброд. Целое озеро разлилось! Невдалеке на скамейке сидят почтенные старушки, подозвали меня, говорят:
- Вот, Саша, хотели идти голосовать, да не можем дойти. Видишь, можно только вброд, по колено в воде. Нет, сейчас мы не пойдём голосовать, будем ждать, когда это «озеро» льдом покроется.
- Саша, помоги, может, похлопочешь…-
Я всё же едва добралась на свой участок, правда, ноги промочила. Старушки мои милые сидят, ждут помощи.
Я сразу обратилась к председателю УИК и ко всем его членам, что это непорядок: люди не могут добраться до участка и проголосовать. Мне что, опять писать жалобу и идти в ТИК?
Через некоторое время пришла тяжёлая техника и предотвратила дальнейшее подтопление территории участка 1102. К сожалению, старушки не смогли долго ждать и ушли, так и не проголосовав…
Честно говоря, так и хочется опять спросить: а почему ТИК, его председатель Петров, не удосужился сам пройтись пешком по участкам, самому испытать «прелести» уличной воды и принять своевременные меры по наведению должного порядка на участках, доступности избирательных участков для избирателей?
Почему надо ждать, по-русски говоря, хорошего пинка под зад? Большие деньги-то чиновники получать умеют, а работать, складывается впечатление, не хотят!
С избирательного участка домой я пришла к полуночи, сразу открыла электронную почту. Увидела очередную «сказку про белого бычка» за подписью председателя ТИКа Петрова.
В «сказке» оптимистично сообщается, что помещение участковой Избирательной комиссии № 1102 определено постановлением администрации Дальнереченского городского округа от 06.07. 2016 г. № 565.
Далее сообщается, что размеры помещения указанной избирательной комиссии соответствуют требованиям, определённым избирательным законодательством.
В ходе голосования жалоб от избирателей не поступало.
По поводу размещения информационных плакатов установленного образца является оригинал-макетом, направленным письмом секретаря ЦИК России М.В. Гришиной от 15 февраля 2018 года в адрес избирательных кампаний.
Дополнительный текст к информационному плакату является оригиналом- макетом, направлен и размещён на информационном плакате в соответствии с письмом секретаря ЦИК России М.В. Гришиной от 7 марта 2018 года № 12-12/6207, является его неотъемлемой частью.
Поясню проще и доступнее: имеется в виду та «шпаргалка», размером 14 на 8, где сообщается о выявленных не указанных кандидатом Грудининым счетов в швейцарских банках. Сейчас этот «нанотехнологичный оригинал-макет» у меня в руках: на память взяла о своём наблюдательстве. Думаю, что более меня не будут назначать на такие важные посты.
Так что, дорогие наши избиратели, никаких нарушений не выявлено. Это всё от ЦИКа, от его секретаря Гришиной идёт. Это она выдумала какие-то «невидимые» оригиналы-макеты. Вот ей и надо писать жалобы, а Петрова, ни-ни, он здесь ни при чём…
Да, есть тут над чем задуматься, особенно по поводу 14 на 8, и, соответственно, о легитимности президентских выборов.
Александра Набокова
Фото автора.