Участвовала ли я в выборах президента 18 марта? Ну я же член участковой избирательной комиссии, так что участвовала. Это мои третьи выборы в УИК.
Располагается комиссия в фойе ПИПКРО. В 90-е это учреждение называлось ИУУ (институт усовершенствования учителей), и я там работала – еще до «Арсеньевских вестей», так что место знакомое, район знакомый.
На местном разговорном диалекте он называется Дворянским Гнездом, там в советское время селилась всевозможная номенклатура – осталась там, впрочем, бывшая номенклатура среднего и низшего звена, потому что верхнее звено построило себе коттеджи и живет в так называемой (тоже на местном разговорном) Деревне Бедняков (на Санаторной). В общем, население привыкло на выборы ходить и голосовать за начальство.
На этих выборах прогресс добрался и до нашей УИК: в субботу, вместо обычных урн, установили КОИБы. Обычную урну на всякий случай тоже поставили – ну мало ли, вдруг современная техника сломается или электричество отключат. К счастью, ничего этого не случилось, так что обычная урна осталась незадействованной.
В субботу же КОИБы протестировали – нормально работают, и члены УИК, справляясь с инструкцией, правильно с ними обращаются. В воскресенье, перед началом голосования, КОИБы снова протестировали – в присутствии наблюдателей, причем двое были из ОБСЕ. Все нормально. Установили местное время, и КОИБ провозгласил в нужный момент, что время 8 часов, и голосование началось. Все время голосования КОИБы молча обрабатывали падающие в них бюллетени: тайна голосования же, какие разговоры!
А еще на входе установили рамку металлоискателя, присутствующие на участке полицейские ее включили – и рамка запищала. У каждого человека всего хватает в карманах и в сумках, так что рамка писком встречала каждого входящего – и писком же провожала.
Полицейские бросились рьяно исполнять свои обязанности – и почти каждого просили открыть сумку и показать, нет ли чего запрещенного. Многие к этой процедуре не были готовы: не в аэропорт же идут, а всего лишь на выборы, да и по дороге в магазин, например…
По этому поводу случился и конфликт: некий пожилой избиратель возмутился вслух (типа: молод еще по моим карманам шарить), а некий ребенок (некоторые избиратели ведь с детьми приходят) дошкольного возраста внес разнообразие в процедуру: заявил полицейским доверительно: «А у меня граната!» Полицейские посмеялись, но обыскивать ребенка, конечно, не стали. Ну и ребенок, уходя, их утешил: «Нет у меня бомбы!»
За 10 дней до выборов напал на город Большой Снег, и к 18-му числу он не растаял. То есть в некоторых местах растаял, но растопить сугробы солнце не смогло. Перед ПИПКРО в субботу наледь убрали дворники ПИПКРО, а вот управляйки в некоторых местах на подходах – нет, так что избиратели жаловались: такой гололед, еле дошли!
Были претензии и к информации. Некий избиратель сказал: «Власть всё сделала, чтобы мы на выборы не пришли! Нигде никакой информации!» И совсем уж курьезный случай рассказала другая избирательница. Она, как честный человек и ответственный гражданин, тоже информации нигде не увидела и позвонила в ТИК (территориальная комиссия): где голосовать? У нее спросили адрес и сказали: на Посьетской.
Поскольку ее дом всегда голосовал в ПИПКРО (улица Станюковача), она решила уточнить и сама сходила на Посьетскую, в ТИК. Там порылись в бумагах и подтвердили: да, на Посьетской. 18-го с утра вся семья притащилась на Посьетскую, а им говорят: нет, на Станюковича! На возмущение избирательницы ответили: «Ну вы сами должны были всё уточнить!» Ну да, конечно, всегда виноват потребитель, начальство не ошибается…
Народу на выборы пришло много – но не 1005 избирателей. Да 1005 никто и не ожидал. Вообще в списке избирателей на нашем участке включены были 2096 человек, но бюллетеней выдали меньше – 2000, а голосовать пришли 1246 человек, да еще 17 проголосовали дома. Явка была довольно высокой – но на этом участке она обычно такая и бывает.
Наконец, КОИБ объявил: до окончания голосования остается три минуты! Тут зашел еще один избиратель. Его нашли в списке, выдали бюллетень, он зашел в кабинку, сделал отметку, отдал бюллетень КОИБу, тот его просчитал – и в этот момент заскочил еще один избиратель – в футболке с короткими рукавами! Объяснил, что был за городом, а в городе пробки, вот только что приехал…
Его быстро нашли в списке, отметили, выдали бюллетень, избиратель двинулся голосовать – и тут КОИБ объявил, что голосование закончено! Избиратель остановился. «Можно, можно, - закричали ему члены комиссии, - быстрей!» Избиратель быстро заскочил в кабинку, быстро поставил отметку и положил бюллетень на приемную панель КОИБа – а тот потребовал подтверждения, что бюллетень можно принять. Нажали кнопку, бюллетень пошел в счет.
После этого входную дверь заперли, и начался подсчет.
Сначала посчитали и погасили те бюллетени, которые были использованы для тестирования КОИБов. Потом пересчитали и погасили неиспользованные бюллетени. Ввели данные в КОИБ. Теперь из переносного ящика – их тоже ввели в КОИБы. КОИБы их посчитали и выдали результат: всё количество совпадает! И все облегченно вздохнули.
И наконец, КОИБ прочитал вслух результат, и наблюдатели его записали: сколько было бюллетеней, сколько погашено, сколько выдано на месте, сколько на дому голосовало, сколько недействительных… И по кандидатам сколько. КОИБ не называет фамилий, он по пунктам говорит. За того, кто в списке кандидатов первый, – столько, за пункт второй – столько… По всему списку.
После чего КОИБ сам распечатал итоговый протокол.
То есть в 20:25 на нашем участке итог был подведен!
После чего председатель комиссии Елена Токарева позвонила в ТИК: у нас все готово, можем привезти, что полагается: подписанный протокол, мешок с погашенными бюллетенями, мешок с проголосовавшими бюллетенями из ящиков КОИБов…
- Нет! – ответил председатель ТИК.
Мы все удивились. Всегда же было правило (вполне естественное): подвели на участке итоги – быстро сдать в ТИК, чтоб результат пошел дальше! И вдруг… С чего бы это?
А дело в том, что глава ТИКа поменялся. И ныне это Евгений Коровин. Раньше он был главой соответственной комиссии где-то в районах края. Я помню, что в Надеждинском районе, коллега помнит, что в Красноармейском. Не одновременно, конечно, но побывал и там, и там. Теперь вот доработался до Владивостока – точнее, до Фрунзенского района Владивостока. И мало ли что было в крае! Теперь во Владивостоке покажись, каков ты.
Могу с полной ответственностью заявить: причина того, что Фрунзенский ТИК не начал принимать итоги УИКов сразу, когда они были готовы, - Евгений Коровин. Поскольку он сделал ошибку изначально, задолго до 18 марта.
Он разместил один из УИКов там же, в помещении ТИКа. Да, там тоже были КОИБы, но УИК сработал не очень четко, данные не совпали – в общем, пошла кутерьма, пересчеты, переведение данных... УИК не смог освободить помещение, работа ТИКа застопорилась, так и не начавшись.
А ведь говорили Коровину опытные председатели УИКов: не надо это делать, нельзя помещать УИК вместе с ТИКом, вокруг немало просторных площадок, где УИК можно разместить! Но Коровин ведь у нас умный и опытный, он лучше знает…
Ну что ж. Мы подождали полчаса, потом позвонила одна из членов ТИКа, сказала, что можно, и наши поехали. И через короткое время вернулись – с теми же мешками и протоколами!
Оказывается, помещение от УИКа еще не освобождено, Евгений Коровин сказал, что никого не приглашал – и выгнал наших посланцев с речью, которую Елена Токарева охарактеризовала как трамвайное хамство. Хотя я бы назвала это хамством провинциальным.
Испортил край Евгения Коровина! Понятно, что хоть в Надеждинском, хоть в Красноармейском районе он был царь и бог, выше начальства нету. Но во Владивостоке-то все иначе!
Ну разумеется, мы немедленно стали перемывать кости Евгению Коровину – и некоторым из нас нашлось что о нем сказать… Ну что ж, мы подождали, когда же Коровин позвонит и пригласит… Через час наша председатель комиссии сама позвонила – и услышала: «Вас что, особо приглашать?» Кажется, Коровину следует очень хорошо поработать над собой, чтобы от провинциального хамства избавиться. Владивосток – не провинция, он столица края!
В общем, дома я была все-таки до полуночи… А если бы не Евгений Коровин – могла бы вернуться и до десяти!
А избирателей хочу поздравить с успешно прошедшими выборами и с новым старым президентом. И с тем, что 19 марта у нас началась новая старая жизнь.