фото

Российский народ имеет лишь две возможности быть облагодетельствованным:

Первая – когда идет прямая линия, и единичные звонки доходят до президента. Тогда, работая на пиар, последний дает поручения, которые затем выполняются. Правда и тут есть свои подводные камни. Вспомним, что обращения по части уничтожения мусорных полигонов в Подмосковье привели в итоге к идее строительства мусоросжигательного завода вблизи Наро-Фоминска, против которого теперь протестуют люди.

Вторая – когда в стране идет предвыборная кампания. И лучше, если это будет президентская. Тогда обещания масштабнее. И распространяются они в отличие от прямой линии не на конкретного человека, а на социальную группу. Правда нужно понимать, что далеко не все обещания воплощаются на практике, некоторые так и остаются пустым звуком, направленным на рост рейтинга президента.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ГОНКА В ДЕЙСТВИИ

Президентская кампания развивается последовательно и планомерно.

На первом этапе главным было формирование позитивного образа президента, участвовавшего в различных пиаровских мероприятиях. Например, был снят фильм Оливера Стоуна о Путине, репортажи о поездке президента на рыбалку в Хакасию и Тыву, общение 1 сентября на открытом уроке в Ярославле со школьниками, участие в молодежных мероприятиях в Сочи, беседы о метеорите в Челябинске и прочее. Для этого этапа ставилась задача создать позитивный образ президента, близкого народу.

На втором этапе в ход были пущены предвыборные обещания. Именно этот этап мы сейчас наблюдаем. Президент раздает поручения, поднимает актуальные проблемы и отчитывается об успехах его правления.

Формально интрига относительно его выдвижения при этом все еще сохраняется, однако из Кремля следуют досадные оговорки.

Сначала Шувалов объявляет, что Путин и Абэ встретятся в рамках государственного мероприятия в мае следующего года, то есть встреча двух глав определена до того, как россияне узнают итог выборов. Затем Медведев в своем интервью объявляет, что как партия «Единая Россия», так и он лично поддержит кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах 2018 года, если она будет выдвинута. На третьем этапе уже стартует официальная предвыборная кампания, которая должна была начаться с обращения народа к своему президенту и просьб пойти на новый срок.

Именно так все произошло 6 декабря, когда на митинге-концерте, посвященном 85-летию «Горьковского автомобильного завода», рабочий обратился к президенту со словами:

«Так вот, сегодня в этом зале все без исключения Вас поддерживают. Владимир Владимирович, сделайте же нам подарок, огласите свое решение, ведь мы за Вас, «ГАЗ» – за Вас».

Многие, пожав плечами, наверно скажут в этот момент – а действительно, если не Путин, то кто? А мы бы спросили, если Путин, то что?

Что дальше с Россией, с народом, с экономикой, с рублем, с природными богатствами, с престижем и потенциалом России? Ничего кроме упадка и краха.

ОБЕЩАНИЯ НАРОДУ

Хорошему президенту напоминать народу о том, что он о нем заботится, не нужно. Плохому приходится обращаться к политтехнологическим уловкам и раздаривать обещания перед выборами, дабы напомнить народу, что «если не он, то кто».

Россиянам уже стали сулить кисельные реки и молочные берега. В отличие от прочих кандидатов, которые могут только пообещать, обещания действующего лидера преобразуются в государственно-управленческие решения. На деле электорат покупают, создают иллюзию заботы о своем народе. Вспомним лишь немногие обещания, данные президентом в последнее время.

КОНЕЦ ВОЙНЕ

Согласно социологическим опросам, число недовольных войной в Сирии растет. В сентябре этого года только 30% жителей страны хотели, чтобы Кремль продолжил оказывать поддержку Башару Асаду в сирийской войне. 49% считают, что нужно немедленно выходить из нее, а 21% затруднились с ответом. В октябре 2016 года положительное отношение к военной операции России в Сирии высказали 52% опрошенных. Сейчас треть опрошенных полагает, что военное вмешательство в сирийский конфликт может перерасти для России в «новый Афганистан».

Понять россиян можно, учитывая, что на войну тратятся большие средства, от чего страдает финансирование прочих направлений государственной жизни. На фоне подобных настроений, дабы нейтрализовать негативные последствия сирийской кампании, которая будет длиться еще неопределенное время, Кремль решает дать обещание закончить войну. Ведь, как известно, пообещать – не значит жениться.

На встрече с Асадом в ноябре этого года Путин объявил о скором прекращении операции и переходе к политическому процессу:

«Мы сейчас сказали о завершении военной операции. Думаю, проблема терроризма имеет глобальный характер. До полной победы над терроризмом, конечно, еще очень далеко. Но что касается нашей совместной работы по борьбе с террористами на территории Сирии, то военная операция действительно завершается».

Прочие властные структуры заговорили о том же, создав единый информационный фон, что скоро войне конец.

Обещание по части сворачивания военных действий в Сирии – один из предвыборных лозунгов президента. Один из тех, который, как и майские указы, как модернизация, инноватизация и структурные реформы, окажется попран им самим же.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

Болезненная для россиян тема – состояние российской экономики, определяющее благосостояние граждан и перспективы будущего. Затяжной кризис, к которому смогла адаптироваться властная элита, но не народ, если верить народному избраннику, и вовсе не существовал. Были какие-то кризисные явление, но далеко не кризис.

По мнению Путина главным итогом 2017 года стал выход из кризисных процессов: «если без внешних эффектов, по сути, очень важным явилось то, что экономика наша вышла из рецессии и вошла в стадию устойчивого развития и роста». И это не предвыборный подарок народу от президента, это подарок Росстата президенту в канун выборов.

Для большего эффекта, чтобы в сознании россиян закрепилась мысль, она должна быть повторена неоднократно. Мысль о том, что российская экономика начала восстанавливаться, была озвучена президентом, неоднократно повторена премьер-министром, который объявил, что экономика вошла в стадию роста:

«На мой взгляд, сегодня мы можем свидетельствовать, что экономика вошла в стадию роста. И в целом те изменения, которые в экономике происходили, вполне благоприятны… Все аналитики сходятся, что по итогам года мы получим около 2% роста ВВП. Это не огромная цифра, но это все-таки цифра, которая соответствует среднемировым темпам роста в развитых странах».

Еще одна сказка, которую нам предстоит услышать неоднократно, далека от реальности: параметры завышены, россиянам стоит помнить не о мифическом росте зарплаты, которой по признанию самого президента никто не замечает:

«Потихоньку начали подрастать заработные платы, где-то в реальном выражении на 3%. Может, людям не сразу это заметно, потому что в разных регионах это по-разному происходит, но в целом статистика здесь достаточно точная».

А о том, что реальные доходы граждан продолжают падать, достигнув отрицательных значений в 1,3%.

Пугает то, что даже перед выборами премьер продолжает размышлять над вопросом «каким образом правильно оптимизировать сами эти денежные накопления, как ими управлять, каким образом позиционировать государство в этой системе».

Как известно, в России слово оптимизация равно сокращению расходов на человека. За такую политику готовы голосовать россияне?

«ЗАБОТА» О ПЕНСИОНЕРАХ

Принято считать, что пенсионеры – тот электорат, который пойдет на выборы и вероятно проголосует за президента. Уж почему-то выплату пенсий связывают именно с президентом, как будто он осуществляет ее из собственного кармана, а не из средств бюджета. Пенсионеры ощущают «поддержку» власти в виде крох с барского стола – индексации, а также выплаты в пять тысяч рублей в январе прошлого года – обещание, данное перед выборами в Государственную Думу.

Не исключено, что в скором времени последуют аналогичные обещания и здесь, пока же объявлено о том, что денег из фонда хватит и будет проведена индексация на уровень инфляции, может даже выше. Как заявил премьер-министр, «мы исходим из необходимости выплатить пенсии и проиндексировать их в следующем году даже не в феврале, а в январе месяце. И эта индексация, она будет явно выше, чем инфляция».

Учитывая, что инфляцию предельно и завирально занизили, стоит понимать, что индексация этого года мало чем повлияет на размер пенсий.

Однако в части пенсионных накоплений гражданам пора уже приготовиться к неблагоприятному развитию. Пенсионерам до выборов будет дарована индексация на смешную сумму в 300-400 рублей, а будущим пенсионерам всего лишь отсрочка повышения пенсионного возраста. После выборов президент объявит, что пенсионный возраст в России повышается в соответствии с требованиями экономики и согласно мнению общественности:

фото

«Все аспекты и социальные, и медицинские, и экономические – их нужно как следует проанализировать. И точно совершенно это решение не может быть принято кулуарно, оно должно быть принято исключительно в ходе широкого обсуждения и с профсоюзами, и с общественностью, и, конечно, на экспертном уровне».

ПОДДЕРЖИМ МОЛОДЕЖЬ

Молодежь – это та социальная группа, на которую сориентирован Кремль. И это в целом понятно, поскольку привлечь аполитизированную молодежь на выборы не так легко, да и стоит отметить, что президент и молодой электорат находятся в разных возрастных группах. Здесь уже классические приемы не работают, требуются специальные инструменты воздействия.

Их было выбрано несколько. На молодых выпускников и студентов решили действовать карьерными перспективами. Вспомним открытый урок в Ярославле, на котором президент объявил, что Россия будущего – это технологическая держава, в которой будут разработаны программы искусственного интеллекта, освоения дальнего космоса.

И на этом фоне совершенно удручающе выглядят сообщения о падении российского ракетоносителя с 18 спутниками. Какие перспективы путинская Россия может дать молодежи, если не то, что на Марс никто не полетит – в дальний космос, но даже от Земли оторваться не в состоянии. Таким образом, обещания относительно карьерных перспектив не подтверждаются самой практикой ежедневной жизни России.

Второй прием – воздействие на семейную молодежь, которая в карьерном плане уже состоялась. Было объявлено, что с 1 января 2018 года стартует проект «Десятилетие детства», где будет отражаться поддержка женщин-матерей и детей. На прошлой неделе президент принял ряд решений, которые показательно нацелены на восстановление демографии в России, на деле направлены на повышение его рейтингов. Им были предложены следующие меры поддержки:

• продлить программу материнского капитала до 31 января 2021 года. Напомню, что маткапитал выплачивается только за одного ребенка – второго или последующего. То есть, он не содействует созданию большой семьи. Последний раз его индексация проводилась в 2015 году. Сейчас и вплоть до 2020 года индексация была заморожена, маткапитал сохранится на уровне 2020 года в 453 тысячи рублей;

• провести софинансирование из федерального бюджета выплат пособия на третьего ребенка в те регионы, где суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего по России. С 1 января 2018 году еще 10 субъектов смогут получить такую поддержку, таким образом суммарное число достигнет 60;

• установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им полутора лет. В среднем она составит в 2018 году – 10 523 рубля, в 2019-м – 10 836 рублей, в 2020-м – 11 143 рубля.

фотоТаким образом, за весь период семья получит менее 200 тысяч рублей на первого ребенка. Но что примечательно, что было сказано тихо между делом – выплату получат не все. Как сообщил президент, она будет адресной:

«При этом выплата будет адресной… это справедливо: в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается».

Нужно будет, видимо, собрать еще кучу справок, чтобы доказать, что твоя семья нуждается в этой выплате. Значит, несмотря на громкие заявления, программа будет весьма скромной и призвана выполнить роль предвыборной маниловщины;

• решить проблему мест в детских садах. По его заявлению на данный момент «заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года».

Вот только проблему мест в детских садах президент и его команда решают уже не первый год, да все решить не могут. Родители отдают своих детей в негосударственные садики, лишаясь возможности дать детям дошкольное образование за счет государства. При таких дополнительных расходах становится очевидно, что меры господдержки показательны. Политика роста расходов на детей ведет к снижению рождаемости;

• субсидировать процентную ставку по ипотеке для семей со вторым и третьим ребенком, начиная с 2018 года. Нужно понимать, что оплачиваться будет лишь часть процентной ставки, а не сумма по кредиту. 6% будет платить заемщик, а остальную часть готово взять на себя государство. Это в среднем 4,5-6%.

При этом субсидирование будет осуществляться не на весь срок, а только в течение трех лет с момента выдачи кредита, при третьем ребенка в течение пяти лет.

Проведем простой расчет. Три года – это при ипотеке в 15-20 лет! Если семья будет выплачивать кредит в 1,5 млн рублей под 12% на 20 лет, то государство за три года выплатит 106 тысяч рублей, это при том, что за всю ипотеку заемщик заплатит 3,96 млн руб. То есть государство выплатит всего 2,3% от суммы всей ипотеки. Капля в море, простой пиар и больше ничего.

Вспомним, что в 2006 году появились так называемые национальные проекты, куратором которых стал Медведев, раскручиваемый для президентской гонки. Национальные проекты предусматривали меры поддержки человека, то есть для отдельных граждан это были весьма осязаемые меры заботы со стороны государства, пусть и небольшие. Тогда же среди четырех основных нацпроектов негласно появился проект в сфере демографии, а с 1 января 2007 года был введен материнский капитал. Мера выплаты за рождение или усыновление второго или последующего ребенка отразилась на рейтингах нового кандидата в президенты.

Вопрос демографии крайне актуален для вымирающей России

Во-первых, властные круги даже не пытаются разобраться в причинах демографического кризиса. Их главная цель – показать, что кризис был порожден явлениями, предшествовавшими их воцарению, и сама государственная политика уже не способна изменить заложенные ранее подрывные механизмы. Например, за первые 8 лет правления Путина в стране вымерло людей больше, чем за 8 лет правления Ельцина (см. график).

Но согласно Путину вся причина в том, что «тенденция была предсказуемая, связана с последствиями предыдущих, наложившихся друг на друга, глубоких демографических спадов… спад во время Великой Отечественной войны (1943-44 годы), и примерно такой же спад в середине 1990-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере».

В такой логике рассуждения можно и до войн с Наполеоном дойти, и до монголо-татарского нашествия на Русь. Только попытка обелить себя, отказавшись признавать, что демографические причины обусловлены теми процессами, которые протекают в обществе с попустительства властей, усугубляет демографические кризисные явления.

Во-вторых, исходя из того, что никто не намерен искать причины кризиса, власть делает ошибочную ставку по части мер государственной поддержки. Главный фактор для них – материальный, в то время как они полностью упускают из вида, что на демографическую ситуацию действуют четыре фактора – материальные условия, идейно-духовное состояние общества, национальная (цивилизационная) идентичность, государственная политика. Последняя в свою очередь влияет на три предшествующих фактора.

Государство сейчас сосредоточилось исключительно на материальном факторе, исключив из поля зрения вопросы ценностной эрозии общества. Большая семья перестала быть приоритетом в современном обществе. Россияне перешли к европейской модели семьи, возраст, на который приходится максимум рождения, вырос до 25-29 лет, хотя в 1990 году он составил 20-24 года. Средний возраст рождения первенца составляет 25-26 лет.

Немногодетность стала нормой российской жизни. В 2016 году наиболее распространенной была модель семьи с одним-двумя детьми. По очередности рождения доля детей третьих и выше по счету составила всего одну пятую.

Создание семьи не становится приоритетом для молодежи. До 1990 года доля браков, начавшихся с регистрации, равнялась 71,6% для женщин и 77,6% для мужчин, а к 2009 года снизилась до 49,5% и 49% соответственно. При ответе на вопрос, «если Вы считаете, что брак нужно регистрировать, то когда?» 38% женщин и 41,4% ответили «сначала надо пожить вместе год-два и проверить свои чувства, а затем регистрировать».

Если еще среди оценки степени важности лично для них жизненных целей для женщин самым важным является воспитать ребенка (4,88), у мужчин это на втором месте после материального благополучия (4,81), то «иметь троих детей» занимает позицию ниже, чем «быть свободной, независимой и делать то, что хочу только я».

Пока государство не вспомнит, что ценностная ориентация общества имеет отношение ко всем проблемам, ситуация в стране не нормализуется, а все меры экономического стимулирования в лучшем случае выведут семью на простое воспроизводство – два ребенка на два родителя.

В-третьих, немаловажным является то, что решение демографической проблемы стараются переложить на регионы, которые и без того истощены выполнением майских указов. В результате долговая нагрузка регионов только вырастет, и они снова будут вынуждены ухищряться, чтобы отчитаться о выполнении поручений президента в части демографических мер поддержки.

Но, как известно, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Пока регионы будут выполнять обещания президента, экономить они станут на других направлениях. И уж точно не на своем аппарате, а на простых гражданах, которым по конституции гарантировано получение бесплатных услуг, постепенно вытесняемых коммерческими услугами.

В-четвертых, картинка показательна, поскольку в целом демонстрирует, как принимаются решения. Была проблема. Она копилась годами, но решение ее пришло только непосредственно перед выборами. Странное совпадение, не так ли?

Да при этом президент объявляет какие-то меры, не учитывая финансовые возможности и прочее. Ставит перед фактом, что деньги должны найтись. В результате даже верный ему Володин объявляет, что в этом году будет небольшой рост экономики, сохраняются санкции – недружественная политика в отношении нашей страны бьет по экономике, и «с учетом этих факторов, выйти на те решения, которые принял президент, дорогого стоит».

Потом вдруг оказалось, что необходимые ресурсы на данные меры уже учтены в резерве президента и правительства. Что же это за резервы такие, в котором хранятся средства в обход данных по бюджету?

Правительство уже решало демографическую проблему за счет привлечения мигрантов. Миграционный прирост в 2015 году в 10 раз превысил показатели естественного прироста, а сам естественный прирост продержался всего три года.

Уже сейчас в России остались не только миллионы мигрантов из Средней Азии. Но по некоторым данным, в Санкт-Петербурге каждый четвертый новорожденный уже приходится на женщину-мигрантку. Поэтому надо еще разобраться в том, за счет чего был короткий период естественного прироста в стране.

Чтобы понять, голосовать ли за действующего президента, нужно оценивать его не по обещаниям и мерам, которые он предпринял перед выборами, а смотреть на то, насколько обещания прошлого срока были реализованы.

Майские указы оказались полностью проваленными, но никто этого даже не вспоминает. Состояние экономики, уровень благосостояния и положение России в мире – в плачевном состоянии. На этом фоне просто кощунственно забывать о т.н. «достижениях» лидера и верить новым обещаниям. Дальше будет только хуже.

Людмила КРАВЧЕНКО, эксперт Центра Cулакшина, rusrand.ru рисунок: govza.ru