Иногда нам дают такое успокоительное, что после него хочется валидол под язык запихнуть или настойки пиона накапать, капель пятьдесят. Известный балагур и по совместительству вице-спикер, а попутно еще и лидер фракции Сергей Неверов вот так же успокаивает нас. Мол, депутаты не планируют поступить с физическими лицами так, как поступают с иностранными агентами и нежелательными организациями. Неверов же не просто так это опровергает.
Разговоры-то идут, слухи ходят. Действительно: часто бывает так, что слухи слухами и остаются. Но возникают они, в том числе и для того, чтобы прозондировать почву и проверить крепость нервов. У нас никакого дыма не бывает без огня.
Не стану врать – я не вникал во все тонкости понятий «иностранный агент» и «нежелательная организация». Но вникать во все тонкости и не требуется.
В конце концов, мы все только что наблюдали, какую падучую устроили вокруг Раша Тудэй, которую тоже признали иностранным агентом. И мы поняли, что ничего хорошего в этом статусе нет. Что это унизительно, оскорбительно и обременительно.
Это клеймо. Точно так же, как и понятие нежелательной организации. Вас записывают в прокаженные. Конечно, и с прокаженными можно целоваться, если вам так интересно, но мало кто станет это делать на практике. Смысл в том, чтобы затруднить работу этих организаций настолько, чтобы они либо покинули страну, либо просто ликвидировались.
А теперь представьте, что все те же принципы решат применить к конкретным людям. Что лично вы будете обязаны всякий раз после упоминания своего имени добавлять, что вы иностранный агент или нежелательное лицо. Разрешите представиться, Иван Иванович Иванов – враг народа, Петр Петрович Петров – шпион и диверсант.
Помнится, в одной прекрасной стране в одни памятные времена, евреев заставляли ходить с нашитой на одежду звездой – чтоб никаких сомнений не оставалось. Давайте и на нежелательных граждан бэйджики повесим. Просто цель-то какая конечная будет?
Организацию можно ликвидировать – а людей тоже ликвидировать можно? Или ограничиться обычным изгнанием?
Да, я слышал, я понял, что сказал Неверов. Они не планируют, считают это крайней мерой. Но важно, что сама такая идея существует, что обсуждают ее всерьез и обсуждают не в трамвае.
И не говорите, что мы напрасно поднимаем панику и мусолим страшилки. Просто когда эти страшилки вдруг станут законом, обсуждать будет уже без толку.
Зато самое время станет готовить место для бэйджиков на пальто.
Антон ОРЕХЪ, обозреватель, Rybinskaya-pravda.ru Рисунок: argumenti.ru