фото

РЕВОЛЮЦИЯ, О КОТОРОЙ ТАК ДОЛГО ГОВОРИЛ МАЛЬЦЕВ, НЕ СВЕРШИЛАСЬ

Да, это старая история. Я, как жительница Владивостока, о Мальцеве впервые услышала перед выборами в Госдуму в сентябре прошлого года. Поскольку он был жителем Саратова, а об этом городе я помню только от Грибоедова, что он – глушь: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!».

Этот Мальцев внезапно появился в списке партии «ПАРНАС» каким-то там номером ближе к верху – и ничего так, бодро говорил, прикольно было слушать. Ну мы-то провинциалы, тем более не имеющие никакого отношения к партии «ПАРНАС», приняли этого Мальцева как статистическую данность, а москвичи, как я помню, возмущались: да он националист, как мог Касьянов его в список включить, это же партия Немцова… Поскольку я помнила, что это прежде всего партия Рыжкова, которую тот отсудил, и тут вдруг его из нее вычистили, – в общем, я спокойно отнеслась к этим крикам. По принципу: чума на оба ваши дома!

На предвыборных дебатах (или следует говорить – на так называемых дебатах?) Мальцев ничего так выглядел, но говорил какие-то загадочные числа: 5.11.17. Я филолог, с цифрами у меня напряженные отношения, так что это пропустила мимо ушей. И вдруг потом, ближе к текущему времени…

В общем, выяснилось, что это он обозначил дату революции.

Ух ты, как интересно! А подробнее?

Дело в том, что… ну, я не первый год на свете живу. И даже не 18-й. В школе училась и в вузе – в те времена, когда обязательным был предмет «история КПСС». Так что насчет революции кой-чего знаем. И как готовится, и как свершается, и чем от вооруженного восстания отличается – тем более от мятежа (классика: «Мятеж не может кончиться удачей – В противном случае его зовут иначе»).

К тому же сомнительно вообще назначать дату революции так заранее. «Революции никогда не случаются по расписанию», – напоминает политолог Валерий Соловей. Всё решается на месте, по обстановке, как в октябре сто лет назад: «Сегодня рано, послезавтра поздно».

К тому же есть и современный опыт! Есть такой Навальный. Алексей Анатольич. Он не собирается делать революция, он собирается всего лишь баллотироваться в президенты Российской Федерации. Штабы в разных городах открывает (в том числе во Владивостоке), с избирателями встречается (в том числе во Владивостоке), сайт у него, письма он пишет (электронные, конечно), у него Фонд борьбы с коррупцией есть, и время от времени этот фонд нас чем-нибудь радует, да и партия у него была некоторое время – своя, не у кого-то отжатая…

А что ж Мальцев, который назначил дату революции?

Понятно, что революции делаются в столицах – но… как бы… не хотелось остаться в стороне… хотя бы информационно…

Не я одна такая умная. Все и историю изучали (в том числе историю КПСС), и за современностью следят. А тут дата приближается. И вот на прошлой неделе на радио «Свобода» зашла речь за эту дату, и призвали из Парижа товарища Мальцева.

Весной с ним была история: он в чем-то участвовал, кажется, в каком-то из навальновских то ли маршей, то ли митингов – и его (Мальцева) вроде как менты утаскивали, но толпа отбивала – и Мальцев после всего уехал себе в Саратов.

А потом какая-то феерическая история случилась – типа к нему утром ломились полицейские (в Саратове) чуть ли ни с «болгаркой», его драматически вынули из квартиры и привезли в Москву… Ну то есть все ждали хотя бы уголовки.. А полицейские вдруг объявили административку – и отпустили задержанного. Гора родила мышь? Вот уж точно…

Тем не менее Мальцев воспринял эту историю серьезно – и уехал из России. Ныне, говорят, в Париже. Круассаны ест, вином запивает. Впрочем, это штамп – чем же еще, типа, в Париже заниматься?

А дата приближалась. 5-11-17!

И вот на прошлой неделе радио «Свобода» связалась с Мальцевым в Париже. В офисе «Свободы» в Москве сидели люди, которые тоже учились в Советском Союзе, в том числе историю КПСС помнили, да и вообще, 7 ноября ожидался столетний юбилей революции, так что освежили в памяти прошлое.

И вот эти люди спросили Мальцева: вы как, готовитесь к назначенной вами революции? У вас штабы есть в каких-то городах? Организаторы имеются?

Мальцев отвечал, что люди знают, люди выйдут… Но ничего конкретного.

Может, конспирация? Может, на самом деле всё есть?

И вот настала дата…

Народ действительно вышел. Без организации и организаторов. Без Мальцева. То есть некоторые вышедшие говорили, что ждем Мальцева, некоторые говорили, что и без Мальцева можно. Сам Мальцев выступал на своем канале Artpodgotovka (который уже признан экстремистским и запрещен в РФ) на YouTube – из Парижа, естественно. Он даже прочитал вслух, что ему написали: «Мальцев, ты обещал приехать. Люди вышли, тебя нет». Прочитал, но никак не прокомментировал.

Зато обрушился на оппозицию: «Все подонки, которые называли себя оппозицией, продемонстрировали свое истинное лицо путинских хлебососов и откровенных трусов».

фотоНу, если честно, эти слова следует обратить прежде всего к самому Мальцеву. Он ведь сам проигнорировал объявленную им самим революцию – и проигнорировал ее. То есть это он – подонок, который называл себя оппозицией, продемонстрировал свое истинное лицо путинского хлебососа и откровенного труса?!

А ведь некоторые люди, поверившие ему, приехали в Москву из других городов – ну понятно же, что революция делается в столице!

А кстати, сколько наро-ду-то вышло? Неизвестно. Никто их не считал, потому что организаторов не было. Полицейские многих повязали. Мальцев говорил о тысячах задержанных, в одной Москве якобы 4000. Возможно, это не количество задержанных, а количество вышедших.

Да и накануне (в течение предшествующей «революции» недели мальцевских задерживали, и они тут же признавались (еще, говорят знатоки, до предъявления обвинения) и начинали сотрудничать со следствием.

Какие-то странные у Мальцева сторонники. Уж сто раз объясняли специалисты: не разговаривайте с полицейскими! Всё, что вы скажете, может быть использовано против вас – знаете эту формулу? Нет, не знают, не слышали, а слышали – так не поняли… разговаривают. Интересно, это провокаторы или просто не очень умные люди?

Да и сам Мальцев – кто такой? Если поворошить биографию…

Из ментов! То есть и отец его в милиции работал, и сам Мальцев тоже милиционером был в начале биографии. Потом уволился, но… Говорят, что бывших КГБ-шников не бывает. А бывших ментов? Говорят, бывают, но не все.

Одно можно сказать точно: «революция» Мальцева вылилась в гигантскую провокацию. В повод для наших «органов» отличиться в предвыборный период, то есть период турбулентности.

Отличились. Отчитываются: около 400 человек задержано в разных городах: в Москве, Краснодаре, Красноярске, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове и Санкт-Петербурге. Порой задерживали случайных прохожих.

Олег Козырев утверждает, что этим пробито очередное дно, что раньше только на Кавказе такое было: кто задержан – тот и бандит. А теперь и в Москве: кто задержан – тот и экстремист. На мой взгляд, рано об этом говорить: посмотрим, что суды решат по задержанным, какие обвинения им предъявят. Всё равно четкой границы между доньями нет: ведь и раньше задерживали случайных прохожих и что-то им предъявляли – никто не уходил невиновным.

Возможно, в этот раз будет хуже. Ведь у некоторых задержанных нашли ножи, средства индивидуальной защиты, кастеты, а также другие предметы, которые можно было использовать как оружие. Так правоохранители говорят.

Самое забавное, что Мальцев не считает себя ответственным за провокацию, да и провокацией произошедшее не считает. Даже провалом. Он утверждает:

«Я говорил, что людей должно быть достаточное количество. Если собрать в одном месте большое количество людей, которые способны защищаться, то тогда всё и будет. Мы революцию свою не прекращаем, а продолжаем. И количество людей только будет вливаться. Большое количество людей приехало в Москву, приехало на революцию. В чем провал?»

Интересно, он придуривается или на самом деле так думает – что революция – это когда собирается много людей, способных только защищаться?

В общем, «Лидер экстремистского движения «Артподготовка» (запрещено в РФ) Вячеслав Мальцев на день превратился в главное посмешище Рунета после того, как стал очевиден не только провал попытки организации массовых беспорядков в Москве и крупных городах России 5 ноября, но и бездарность самого Мальцева как руководителя «революции», – так написал Сергей Болотов в «Ридусе».

А вообще – что это было? Просто один не слишком умный человек, не имеющий понятий о революции, призвал «прийти на революцию», и его послушались другие не слишком умные люди? Или это типичная история об организациях и политических активностях, которые происходят в «серых зонах» действия спецслужб, как обяснила корреспонденту The New Times доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман?

«Серая зона – это сфера политической активности, которая является закрытой и самими участниками воспринимается как очень радикальная, но одновременно с этим контролируется спецслужбами», – объяснила Шульман NT.

И что теперь будет с задержанными не слишком умными людьми и случайными прохожими? Мальцев сидит в Париже, в безопасности, и не заботится о тех, кого «замели». Их выручают те, кто изначально Мальцеву не верил.

«Я вот что думаю, кого вытащим, надо рассказать, что всё, это первый и последний раз, – считает Кирилл Шулика. – Если выходите по призывам Мальцева, пусть он сам вас вытаскивает. Несмотря на всю мою доброту, хватит уже ею пользоваться откровенным провокаторам. Езжайте в Париж и требуйте со своего лидера объяснений, поговорите с ним по-мужски. Вот если в этом нужна помощь, обращайтесь».

А вот мнение Екатерины Шульман: «Хочется посоветовать людям ориентироваться не на вождей, а на свои интересы как граждан. Не пытаться найти самого радикального радикала, так как чаще всего именно такие люди являются лучшими друзьями правоохранительных органов».

Ну что ж. 5 ноября прошло, революции не случилось. Правоохранители торжествуют и готовятся к наградам. Задержанные готовятся к судам, а что суды решат… Что им скажут, то и решат?

Но тут следует учесть еще одно мнение Валерий Соловья, почти совет: «Репрессивная избыточность имеет неоднозначные эффекты».

Марина ЗАВАДСКАЯ, коллаж из соцсетей Интернет.