«Ну, слухай. Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например, кого?.. – Он встречает искательные глаза Овечкина. – Скажи хоть ты, Овечкин. Овечкин вскакивает и радостно кричит: “Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!”»
Куприн, «Поединок».
Из всех купринских «унутренних» врагов, победили пока одних поляков – 4 ноября 2017 года четыреста пятый раз эту победу праздновали! Остальных унутренних врагов пока продолжаем ловить с тех пор, а это почти уже 500 лет, как Малюта Скуратов при Иване Грозном («АрсВест» № 44, «Почему в России царь круче Бога?») создал первый сыск! Названия, конечно, менялись, но суть всегда была одна: кому царь – не бог, тот – враг народа!
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН ЛУБЯНКИ С КОЛЫМОЙ
В середине октября я побывала в Магадане, где посетила выставку картин бывшего колымского зэка – Василия Шухаева, который провел на Колыме 10 лет (1937-47 гг.). Там же. но в другом лагере, была и его жена, Вера Федоровна Шухаева, оба, естественно, шпионы по 58-й статье.
Экспозиция располагалась на втором этаже краеведческого музея по соседству с залом «Колымлага». При этом буклет художника был оформлен совершенно в современном тренде, на нем было написано: «Василий Шухаев. Театр – территория свободы». Очень символично! Ведь магаданский театр подчинятлся «Дальстрою», который с 1938 года стал структурой НКВД со всеми правами и обязанностями государственного надзирателя над всеми лагерями и золотыми приисками Колымы.
Добыча золота шла полным ходом – взамен замерзших и умерших зэков пароходы везли и везли новых врагов народа: ученых, писателей, артистов, художников. Жизнь в семьях верховных колымских надзирателей была сытая, но их жены и любовницы хотели «выхода в свет», как в Москве. Почему нет, если под рукой столько певцов, артистов и художников?
Плохо было только одно, у артистов-зэков был свой театр, а у Министерства культуры – другой, вольный театр. Проблему решили в начале войны, слив в сентябре 1941 года оба театра в один под управлением «Дальстроя», видимо, для придания столичного шика, поскольку на объединенной сцене могли теперь выступать столичные артисты, пусть даже зэки, и столичный художник по оформлению – Шухаев!
Да и репертуар был под стать – на сцене Отелло душил Дездемону так же по доносу, как «Дальстрой» зэков. Поставили даже «Травиату», причем, театральное оформление спектаклей было столь роскошным, что московским театрам в войну, надо полагать, и не снилось. И не мудрено – в «Дальстрое» текли золотые реки. Сколько жизней уносил каждый килограмм этого золота, жизней, которые не учитываются среди потерь в ВОВ, а ведь они-то и ковали эту победу, добывая золото.
Скажут, что золото Аляски тоже унесло много жизней. Верно, но они добывали это золото для себя, рискуя замерзнуть, быть убитыми и ограбленными. А всем золотом Колымы распоряжался усатый дракон и его лубянские надзиратели, чьих жен и любовниц в объединенном культурно-карательном театре в Магадане ублажали знаменитые зэки: Жженов, Козин...
УГОЛОВНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Уголовное дело против руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова набирает обороты, и после ареста его шестого фигуранта, Софьи Апфельбаум, обещает превратиться в показательную порку российской культуры, чтобы другим не повадно было критиковать власть и лично Путина.
Весной этого года в «Гоголь-центре» был проведен обыск, а далее прошел ряд арестов. Вначале были арестованы директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, бывший гендиректор компании Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева.
Масляева, находясь под арестом, признала свою вину и дала показания против других фигурантов, заявив, что Серебренников, Малобродский и Итин создали «Седьмую студию» с целью обналичить полученные от государства средства, после чего Итина, Малобродского и Масляеву обвинили в хищении 2,3 миллиона рублей, предназначавшихся на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь». Сторона обвинения заявила, что этот спектакль так и не был поставлен.
На самом деле премьера спектакля состоялась в ноябре 2012 года и идет до сих пор, что совершенно не помешает Басманному суду Москвы ставить свой спектакль по знакомому сценарию типа «дело врачей»! По замыслу сценаристов, надо полагать, из СК, Лубянки и Кремля, главным героем этого спектакля будет сам Кирилл Серебренников, которого в августе Басманный суд поместил под домашний арест (на данный момент до 19 февраля 2018 г., но, надо полагать, продлят до выборов президента).
При этом, всё было обставлено в самом драматическом жанре, режиссер был взят около полуночи прямо со съемок фильма о Цое и сразу же этапирован в микроавтобусе из Питера в Москву, где Басманный суд и поместил его под домашний арест, несмотря на протестную акцию у здания суда и предложение Ирины Прохоровой незамедлительно внести любую сумму, требуемую для освобождения Серебренникова под залог, кажется, даже вплоть до инкриминируемой суммы в 68 млн рублей.
Резонанс был большой. В поддержку Серебренникова выступили многие деятели культуры, в том числе Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Алексей Герман. Еще ранее Путину было передано письмо творческой интеллигенции в поддержку Серебренникова. А писатель Борис Акунин заявил прямо, что, по его мнению, арест Серебренникова не мог состояться без одобрения Путина.
Немецкий театральный режиссер Томас Остермайер опубликовал на сайте Change.org петицию с требованием к российским властям прекратить уголовное преследование Серебренникова, которое раздувается из-за того, что российская власть боится критики, и потому уголовное преследование Серебренникова является типичным примером того, как в России нейтрализуют неугодных власти артистов – не с помощью цензуры, а обвиняя их в финансовых злоупотреблениях.
Но вскоре возмущение вокруг театрального дела «Гоголь-центра» было забито информа-ционно-декоративным шумом около «Матильды» с поджогами и молитвенными стояниями царебожников. Что само по себе для власти хорошо, как отвлекалка от возмущения интеллигенции, но не годится для поддержания дела Серебренникова на плаву с целью нагнетания образа режиссера – вора бюджетных, то есть народных денег. Проще – врага народа!
И вот тут, сразу после выхода «Матильды» в прокат, этот околокиношный шум заменили театральным экшном, арестовав экс-сотрудницу министерства культуры Софью Апфельбаум. Бывшую руководителя одного из департаменов министерства культуры, директора Российского академического молодежного театра, Софью Апфельбаум задержали 26 октября и отправили под домашний арест на два месяца. Следствие считает, что она вступила в сговор с режиссером Кириллом Серебренниковым и от имени Минкультуры с 2011 по 2014 годы подписывала с «Седьмой студией» соглашения о предоставлении государственных субсидий на сумму свыше 214 миллионов рублей, из которых по версии следствия и похищены 68 млн рублей.
Что это значит? Это значит, что цель следствием достигнута – есть преступная группа. Теперь, по версии СК, Софья Апфельбаум, вступив в сговор с худруком «Седьмой студии» Кириллом Серебренниковым, в 2011-14 гг. от имени Минкульта подписывала соглашение о предоставлении госсубсидии на сумму 214 млн рублей и предоставляла сведения о количестве и стоимости проводимых мероприятий. И этим способствовала хищению Серебренниковым и иными лицами бюджетных денежных средств в размере 68 млн рублей.
В свете этих обвинений дело переходит в разряд хищения, совершенного путем мошенничества группой лиц по предварительному сговору, это – ч. 4, ст. 159, то есть тяжкое преступление. При этом, по моему мнению, расширение круга фигурантов дела вполне реально и дальше, хотя рекрутов уже набрали достаточно для данной уголовной статьи. По-моему, новые фигуранты дела могут понадобиться не сами по себе, а для формирования стабильного общественного мнения, чтобы все еще до суда были уверены, что непокорный режиссер виновен, мошенник и вор. К тому он же еще и буддист, а это уж, сами знаете, недалеко и от чего похуже! Может он на самого далай-ламу работает, православных вербует, да и вообще мяса не ест…
Что касается суммы в 68 млн рублей, то она, действительно, немалая, потому как больше суммы в 54 млн рублей, которая выделяется на ежедневное содержание Владимира Владимировича Путина из бюджета РФ.
МЫ СТОИМ ЛИЦОМ К СТЕНЕ СКОРБИ
Что самое прискорбное в наше время, так это то, что многие демократы и правозащитники ведут себя так же, как и заряженные кремлевской телепропагандой. Мне не раз приходилось слышать от сторонников Навального, что-де Удальцов сидел за дело: деньги брал… то, се, приводя аргументы из тех же кремлевских телеисточников, что и про Навального, типа НТВ.
Получается, коль Удальцов коммунист и соперник Навального, так чего его причислять к лику «святых», то есть считать его дело сфабрикованным и политическим? Даже искры сомнения нет, «свят» только Навальный, совсем как у путинцев – царь один! Ну, и все прочие оппозиционные к власти группировки ведут себя по отношению друг к другу примерно так же, разве что за исключением Рыжкова.
Ответ одного юриста-право-защитника на мой вопрос по делу Улюкаева вообще до сих пор из головы не выходит. На мои предположения о том, что дело сомнительное и смахивает на месть Сечина Улюкаеву, я услышала: «Всё равно приятно, хоть один из них пусть помучается!»
Прямо слово в слово, что сказал мне знакомый коммунист по поводу ареста Ходорковского много лет назад! Вот так-так, дальше ехать некуда, такая избирательная правозащита – защищать только своих, а что касается прочих, то мыслят, как в 1937-ом: раз арестовали, значит что-то есть. Не говорю уж об иноверцах, на них вообще все кучей наваливаются, например, порядка 80% опрошенных высказались за запрет «Свидетелей Иеговы» (организация считается экстремисткой и запрещена в России). И они один за другим тихо отбывают в места не столь отдаленные и при том хорошо им знакомые при всех правителях кроме Горбачева и Ельцына. И неудивительно, большинство православных демократов и православных правозащитников – это вообще особая разновидность патриотов, для которых все остальные верующие – безбожники, а значит – враги. При этом принцип тот же, что и раньше: Библию мы не читали, но верим мы правильно, а все остальные – нет! И точка!
На фоне всего этого настроя заступаться только за своих, неожиданно и обнадеживающе прозвучал голос журналиста и публициста Станислава Кучера на встрече членов СПЧ (совет по правам человека при президенте РФ) с президентом, состоявшейся 30 октября. Президент как всегда опоздал и встреча прошла в сокращенном режиме, поскольку Владимиру Владимировичу нужно было спешить на открытие памятника жертвам политических репрессий – «Стену скорби».
Заслушали лишь доклады Людмилы Алексеевой и Сванидзе. Алексеева говорила о необходимости вернуть комиссию по помилованию, которую отменили в начале нулевых, Сванидзе – о несправедливости судебной системы, особенно к участникам болотного дела.
Курирует связь Кремля с СПЧ Кириенко, он в курсе, кто будет докладывать на встрече с президентом. Станислав Кучер вступил в диалог с Путиным спонтанно, нажав кнопку, и Путин его не остановил, как не запланированного. По словам журналиста то, что происходит в России – ползучее мракобесие. Каждое дело в отдельности, то есть дела Серебренникова, истерика с поджогами вокруг «Матильды», нападение на журналистку «Эха Москвы», дело находящегося в СИЗО историка Дмитриева, можно рассматривать отдельно и находить там повод. Но все вместе создает ощущение нагнетания ненависти, некой компании по преследованию инакомыслящих, даже если для каждого конкретного случая есть свое объяснение и мотивировка.
Обращаясь к Путину, Станислав Кучер сказал: «Сегодня вы будете присутствовать на открытии памятника жертвам репрессий «Стена скорби». Мне кажется, это потрясающая возможность обратиться к народу и призвать к объединению для прекращения истерии и нагнетания ненависти, которые чреваты плохими последствиями и для власти, и для общества и для всех нас!»
После чего последовала краткая перепалка между Путиным и Кучером. Позже, в интервью «Дождю» Стапнислав Кучер пояснил, что суть его спонтанности была в крайне редкой возможности донести в открытом эфире государственных телеканалов, что на самом деле происходит в России.
А происходит, с моей точки зрения, простая вещь: нас эффективно натравливают друг против друга. В результате получается, что все мы помогаем власти мочить ее политических соперников, поскольку каждый только за своего лидера! Словом, продолжаем быть унутренние врагами… друг другу. А это – прямой путь в лагерное прошлое…
Надежда АЛИСИМЧИК, фото из магаданского архива автора.
P.S.
Книга Евгении Гинзбург (матери писателя Василия Аксенова) «Крутой маршрут» о ее лагерной жизни на Колыме вышла только в 1991 году, а спектакль по ней в Магадане до сих пор не ставят, может потому что там не хватает для этого режиссера типа Серебренникова?