Впервые Игорь Тальков стал известен широкой публике после выступления в 1987 г. на фестивале «Песня года». После этого, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, многие из которых по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполнявшихся им раньше, Тальков создал группу «Спасательный круг» и вскоре поехал с ней на гастроли с программой, состоявшей из двух частей: песни гражданского содержания и лирика.
В 1991 г. Тальков со своим музыкальным коллективом демонстрировал на многих концертных площадках СССР авторскую концертную программу «Суд», куда вошли песни гражданской направленности и наиболее известные лирические песни. По замыслу программа представляла собой суд над организаторами Октябрьской революции 1917 г. и всеми последующими правителями Советского государства, которые, по мнению автора, превратили Россию в одну из самых отсталых стран планеты.
Творчество Талькова трудно отнести к какому-либо определенному жанру; оно находится примерно на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни.
Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 г. в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный» при невыясненных обстоятельствах. Преступное убийство народного поэта и музыканта не раскрыто до сих пор!
Родители матери Талькова родом из Ставропольского края: мама, Татьяна Ивановна Мокроусова, из крестьянской семьи, а отец, Юлий Рудольфович Швагерус, немец по происхождению, родился в семье кожевника в селе Иноземцево недалеко от Пятигорска. В эти места, на Северный Кавказ, во времена Екатерины II переселяли немцев из Европы.
В 1924 году был страшный голод, и семья переехала в село Новоселицкое, где жила вся родня Татьяны Ивановны. Дед поступил писарем в контору, а по вечерам занимался выделкой кож – тяжелым, изнурительным трудом. Естественно, со всех сторон пошли заказы, и он стал неплохо зарабатывать. Семья купила лошадь, корову, поросенка, обзавелась хозяйством и по тем временам зажила крепкой жизнью.
Но начались разговоры о коллективизации, и пришлось собираться назад, в город. Однако процесс раскулачивания коснулся и городских жителей. И только когда Татьяна Ивановна привезла из деревни документы, подтверждающие, что ее родные своего хозяйства не имели, всю жизнь батрачили, а два брата погибли на фронте в Гражданскую войну, их оставили в покое.
С начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, их, как немцев, а значит врагов, выселили в Сибирь, в Томскую область, в деревню Усманка, где они работали за трудодни в колхозе. Позднее пришла повестка явиться на призывной пункт для отправки на трудфронт (тогда отправляли на шахты или военные заводы). Юлия Рудольфовича отправили, а Татьяну Ивановну из-за проблем с сердцем не взяли.
Чтобы не отправиться самой на трудфронт, сохранить то немногое, что еще оставалось, и иметь возможность отправлять посылки на шахты, старшая дочь Ольга вышла замуж за своего знакомого Николая. Теперь у нее была не немецкая фамилия, что несколько упрощало ее положение.
Николай был из семьи середняков. Его дед с четырьмя сыновьями управлялся с хозяйством, не используя наемных рабочих. У каждого сына было по лошади.
При раскулачивании середняков приравнивали к кулакам. Всех родственников мужа во главе с дедом отправили в Нарым. Дед погиб, а остальные со временем вернулись, подорвав здоровье, инвалидами.
Отца Николая, как сына кулака, не брали на фронт, и Николая по этой же причине два раза возвращали с призывного пункта. Вот он и жил в деревне, рыбачил. Он был инвалидом, подорвавшим здоровье после раскулачивания. Поженившись, Ольга и Николай переехали на работу на реку Чулым.
По законам военного времени Николай должен был сняться со старого учета и встать на новый в трехдневный срок, но уложиться в положенное время он не успел. В итоге он был объявлен вне закона и вынужден был скрываться, хотя сам Николай при первой возможности собирался объявиться где-нибудь и попроситься на передовую. Ольга, конечно, знала, где ее муж находился, но выдавать его не собиралась – ему грозил расстрел.
Ольгу арестовали в гостях у подруги. Пригрозили тюрьмой и статусом изменника Родине, если она не подпишет обязательство указать властям место нахождения мужа. Бумагу она подписала, тем самым подписав себе приговор, но выдавать супруга не собиралась.
Теперь скрываться пришлось им обоим. Несколько месяцев жили в лесу в землянке. Из-за беременности Ольги скрываться в лесу стало невозможно. Николай решил тайно сходить в деревню к родне, где они оставили какие-то вещи и наткнулся на засаду. В него стреляли и ранили в живот. И, скорее всего, полагая, что рана смертельная, он застрелился, чтобы не мучиться.
Ольга Юльевна осталась без мужа и без средств к существованию, к тому же она была беременна. Единственный выход, посчитала она, – добраться до родных мужа. Дорога до родственников была очень тяжелая, часть пути – в тамбуре товарного поезда, часть пешком, часть – ползком. Ее вначале приняли хорошо, но долго пожить у родственников не удалось: выдали, арестовали, прогнали пешком 20 км до КПЗ.
В камере КПЗ у Ольги начались схватки, и в сопровождении милиционера ее отправили в больницу, где она родила сына. В палате постоянно присутствовал милиционер – он спал на соседней кровати, пряча пистолет под подушку. Через 11 месяцев состоялся суд. Вынесли приговор – 10 лет, и Ольга попала в лагерь для матерей. Ребенок болел и в год с небольшим умер у нее на руках...
В лагере удалось познакомиться с людьми, которых Ольга Юльевна и не мечтала встретить на воле: артисты, люди из сферы искусства, науки. В свободное время она много читала в библиотеке.
Ольга с детства рисовала и в лагере стала делать открытки. Сначала для себя, потом для лагерных знакомых. Рисовала к празднику по 100, 200, 300 открыток и продавала по рублю. На эти деньги покупала еду в ларьке зоны.
Потом в лагере образовался театр, и Ольгу Юльевну зачислили в агитбригаду, освободив от общих работ. Она и в театре играла, и художнику помогала в оформлении декораций, лагерных стендов, рисовала плакаты, писала стенгазеты.
Гордилась тем, что работала с режиссером Алексеем Григорьевичем Алексеевым, которого знала вся страна. В разные годы он был руководителем и главным режиссером московских Театра Сатиры, Театра оперетты, Театра миниатюр. Ставил программы оркестра Леонида Утесова. Руководителем танцев была балерина Метельская.
После ухода Метельской Ольга заменила ее и стала «примой»-танцовщицей. Танцевала одна и с партнером – со своим будущим мужем Владимиром Максимовичем Тальковым. С концертами и спектаклями они ездили по дальним и ближним лагерям. Первыми зрителями бывали вольные люди, обслуживающие лагеря, и их жены. Концерты всегда проходили с одинаковым успехом – на «бис».
Ольга чувствовала себя среди артистов как в своей семье. Ее будущий муж Владимир Максимович Тальков был профессиональным драматическим артистом, танцевал, декламировал. Он родился в Польше в семье полячки и казака, служившего там. В 1914 г. семья переехала в Россию. Отец работал на железной дороге, мама владела маленькой прачечной, где сама стирала. Владимир Тальков был арестован по политическому доносу как сын офицера царской армии.
Ольга и Владимир решили на воле жить вместе. Ольга Юльевна ждала ребенка, но продолжала выступать на сцене. В скором времени театр закрыли и наиболее талантливых актеров отправили руководить самодеятельностью в другие лагпункты. Талькову оставили в зоне художником.
У нее родился мальчик, Владимир. Ребенок содержался отдельно, отец был в мужской зоне и не мог видеть сына. Вову поместили в ясли, расположенные на вольной территории. Матерей 7 раз в сутки водили под конвоем кормить детей. Кормящим матерям даже выдавали отдельное питание – молоко, масло, сахар.
Вскоре Ольга Талькова освободилась и сразу уехала к своему отцу в Щекино, куда он был сослан на тульские шахты во время войны. Через год к ним присоединился освободившийся муж.
В 1956 г. отец Ольги нашел семье отдельную квартирку с двориком на окраине Щекино в деревне Грецовка. Этот домик стоит до сих пор.
И наконец, за хорошую работу мужу дали двухкомнатную квартиру в бараке. 4 ноября 1956 г. родился второй сын, Игорь.
В материале использованы воспоминания матери Игоря Талькова Ольги Юльевны Швагерус-Тальковой и его старшего брата Владимира Владимировича Талькова.
Юрий Трифонов-Репин, ЧСВН, фото: cdn.tvc.ru
ПАМЯТИ ВИКТОРА ЦОЯ
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души
вечно светят тем мирам,
Что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой!
Игорь ТАЛЬКОВ.