Наконец-то и до нас, до Владивостока доехал кандидат в президенты Российской Федерации Алексей Навальный. Он должен был к нам приехать на открытие штаба, но не повезло: в него плеснули зеленкой и чуть не выжгли глаз, так что приехал только его начальник штаба Леонид Волков. И вот наконец!

Его осеннее предвыборное турне по городам России началось в сентябре, после выборов 10 сентября, и наш город – пятый. На позапрошлой неделе были Мурманск, Екатеринбург и Омск, на прошлой – Новосибирск, Владивосток и Хабаровск.

Конечно, он – не официальный кандидат. Хотя бы потому, что официально президентские выборы еще не объявлены, хотя уже известно, что они пройдут 18 марта 2018 года.

Пока что только двое заявили, что будут баллотироваться: Алексей Навальный и Григорий Явлинский. Явлинский, пожалуй, первый: еще на прошлогодних сентябрьских выборах в Госдуму «Яблоко» принимало в свой список всех желающих и требовало подписывать обязательство, что на президентских выборах подписанты будут поддерживать Явлинского.

Что касается действующего нашего президента Путина (который на днях побил рекорд пребывания у власти генсека Брежнева), то он пока что не объявил, что пойдет на выборы. Косвенные признаки на это указывают, но… косвенные признаки… О них хорошо сказал Марк Твен: если вы увидите карандаш, очиненный женщиной, то скажете, что она его обгрызла зубами; но два свидетеля под присягой заявят, что она это сделала перочинным ножом. Так что Путин еще не сказал, что пойдет на выборы.

фотоУ Навального тоже есть некая закорюка: уголовный срок. Несколько лет назад наш «бешеный принтер» принял закон, что после окончания срока по тяжкой статье еще немалый срок человек не может быть никуда избранным. Закон этот, как говорили, принят «под Ходорковского», чтобы он, не дай Бог, никуда во власть не пошел – а то… недолго и до мести! Но закон этот противоречит Конституции, а она главная, так что еще вопрос, можно ли его применять или следует просто отменить.

ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) рассматривал дело Кировлеса (тяжкая статья) и пришел к выводу, что суд признал мошенничеством обычную предпринимательскую деятельность, и приговор рекомендовал отменить. Наш Верховный суд приговор отменил – и отправил на новое рассмотрение туда же, в Киров. Вот в этот момент Навальный и объявил, что будет баллотироваться в президенты – потому что приговора нет, препятствий к выборам нет даже формальных.

Вот Навальный и заявился – и произвел фурор. Прежде всего среди нашей власти. Никто же не ожидал! А он еще штаб открыл в Питере – так желающие записаться в гигантскую очередь выстроились!

После чего суд перешел в курьерский режим – скорей, скорей! – и завершился приговором. Идентичным прежнему. Там в тексте то ли страница, то ли полторы оригинальной была. Навальный даже прикалывался: интересно, с приговором можно обращаться в Диссернет, чтоб на плагиат проверили?

Тем не менее кампанию свою Навальный не прекратил: что ж – приговор, он еще в законную силу должен вступить! Но и когда вступил – все продолжилось. Штабы открывались по всей стране, несмотря на всевозможные препятствия.

А на днях Совет Европы (который наблюдает за тем, чтоб решения ЕСПЧ выполнялись) заявил, что Россия решение не выполнила и Навальный должен быть допущен к выборам.

Вот в такой обстановке Навальный и отправился в турне по городам.

Следует сказать, что эти «встречи с избирателями» согласовываются с местными властями: дело-то нешуточное. Кандидат в президенты должен обеспечить безопасность граждан – иначе как же он сможет обеспечить безопасность, будучи президентом? И встречи действительно проходят спокойно, без эксцессов. Ну, кое-какое сопротивление власти всё-таки оказывают, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что было при открытии штабов!

Конечно, не на центральной площади встреча проходила, а на Второй Речке, возле Дома молодежи... Но, с другой стороны, в субботу на площади встречали веломарафон, а в воскресенье – День тигра! Это не какой-нибудь внеплановый показ «Матильды», как в Новосибирске, это мероприятия давно запланированные, и даже календарные.

Вся площадка по периметру была заставлена заборами, но без фанатизма. С внешней стороны забора, на дороге стояли два НОДовца с плакатами – на приличном расстоянии друг от дрега, как полагается при одиночных пикетах. Содержание одного плаката было вполне банальным, что-то про то, что Навальный украл весь лес.

Содержание другого плаката было бы тоже вполне банальным, если бы там не было написано странное слово «СЕШЕА». Имеется в виду США. Почему это название было так странно написано? Наверное, авторы плаката вложили в это какой-то смысл, но выглядело это как идиотизм.

Вход был один, но без дурацких рамок – просто стояли полицейские и проверяли, чтоб ничего предосудительного на собрание не пронесли.

Народу собралось много. Официально называли 700 человек, но все присутствовавшие были едины во мнении, что на самом деле людей было как минимум в три раза больше. В основном, конечно, молодежь, но были и люди более старшего трудоспособного возраста, были и пенсионеры. Были замечены и представители власти: владивостокский начальник МВД Гусев в цивильном, и.о. мэра Межонов… Сцена, освещение, современная трибуна, микрофоны – всё как полагается.

Первым пригласили выступить местного предпринимателя. Но микрофон плохо работал, оратор терялся – в общем, бледно это выглядело. Потом появился Навальный… И пригласил на сцену волонтеров из штаба, они выстроились на заднем плане.

фотоНавальный начал с того, что вызвал к себе одного из волонтеров – звезду последней недели, ученика 41-го лицея Семена Голубовского, о котором кто только ни писал, как его прессовало школьное начальство за принесенную в школу символику Навального, и предложил ему сказать речь. Я приведу ее полностью. Пацан сказал:

– Никогда ничего не бойтесь!

Кратко и по существу.

Дальше говорил сам Навальный.

Он приветствовал собравшихся, спросил, угрожали ли им и рекомендовали не ходить на встречу – публика закричала: «Да!». Навальный отметил, что очень много полиции, нигде такого не было, что не совсем понятно, кого и от кого или чего они охраняют, ведь чья это страна? Публика хором ответила: «Наша!»

Он рекомендовал полицейским быстро бежать в интернет и записываться в сторонники, потому что «только президент Навальный» обеспечит им нормальную зарплату, чтоб они могли спокойно купить квартиру – возможно, это обещание полицейским понравилось.

Конечно, и про губернатора Миклушевского было сказано, и публика сама сказала слово, которым губернатора надо обозначить. «Это слово из трех букв, но не то, что вы подумали» – все поняли и закричали: «Вор!».

Навальный напомнил, что принято немало программ по развитию Дальнего Востока: «Вы ощущаете это?» – «Нет!» – «Стало ли вам лучше жить?» – «Нет!» Упомянул маленькую страну Эстонию, в которой есть нефть? – «Нет!» А газ? – «Нет!» А между тем в Эстонии средняя зарплата – полторы тысячи евро…

В общем, это не был доклад, на третьей минуте которого публика начинает скучать и отвлекаться, это был диалог – ну да, направленный, но это все равно диалог.

Развернутой программы Навальный не озвучил, и вообще сказал, что ничего нового не скажет. Ну да, все это есть в его программе – но кто читает программы? Так что он пообещал, что программа будет в виде видеороликов, что гораздо нагляднее текста, где «много букв».

Тем не менее Навальный упомянул многие элементы своей программы – те, которые публика может воспринять на слух. Например, что «президент Навальный отменит налоги на малый бизнес» – потому что малый бизнес – это в большинстве случаев просто возможность для человека нормально обеспечивать свою семью.

И что для Дальнего Востока следует отменить налоги, чтобы регион действительно развивался и народ отсюда не уезжал. Об отмене ненужных вещей типа ГЛОНАСС тоже говорил.

Речь была короткой, на полчаса примерно, а потом встреча перешла в режим вопросов и ответов.

Вопросы были в том числе и по внешней политике – Навальный же в Президенты собрался, так что эти вопросы были уместны. Он сказал, что прекратит войны, которые ведет Россия, потому что войны – это очень дорого, и лучше высвободившиеся деньги направить на развитие самой России.

фото

Еще он сказал, что не будет прощать другим странам долги – и это было воспринято с энтузиазмом, потому что недовольство назрело. Чужим Россия долги прощает (причем миллиардные), а своим гражданам – нет. Так лучше своим прощать, а не посторонним!

И про Северную Корею был вопрос – и ответ понятен для жителей Владивостока: у такой страны, как Северная Корея, не должно быть ядерного оружия.

Вообще, встреча произвела хорошее впечатление. Может, Навальный и не идеальный кандидат на должность президента, но давайте в таком случае лучшего. Но что-то никто не ездит по стране, не устраивает встреч с гражданами, не отвечает на их вопросы…

Ну да, Путин вроде бы встречается, но в отдельных залах и с отобранными персонажами. А недавно вон «Яндекс» посетил в связи с его («Яндекса») 20-летием. Так в день визита одного из сотрудников Яндекса на работу не пустили, потому что он, как оказалось, в неком «черном списке ФСО», а находящимся в офисе за полчаса до визита запретили вставать с рабочих мест даже в туалет…

А не станет ли Навальный, в случае его избрания президентом, новым Путиным? Ну, во-первых, поживем – увидим. А во-вторых, какая разница, кто, лишь бы новый.

Вон на «Эхе Москвы» время от времени голосовалки устраивают во время передач, если речь заходит о выборах. Первая была пару месяцев назад и касалась Албина – это вицык питерский, который курировал строительство «Зенит-Арены», а потом говорил, что крыша протекает, потому что ее бакланы (птица такая) склевали.

В общем, персонаж скорее одиозный. И с чего вдруг ведущие голосование запустили, что если выборы президента будут в следующее воскресенье, то за кого вы проголосуете: за Путина или за Албина? И с большим отрывом победил Албин!

На днях было подобное голосование: Путин или Ксения Собчак? Опять с отрывом победила Собчак! Да уж, после 18 лет пребывания на троне одного человека хочется хоть кого, лишь бы другого…

Ну и вот он – другой. Алексей Навальный. Не идеал, да. Но молод (41 год), жена у него умница и красавица, дети хорошие… Ну а дальше… Доживем – увидим.

До выборов президента осталось полгода.

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото Евгения Фельдмана.

фото