В первый раз я повстречал его в 1992-м прямо на улице (рядом с редакцией «Боевой вахты», в которой тогда служил), узнал, но прошел мимо. Полагаю, медийные лица (а он тогда часто мелькал в телевизоре) не всегда рады чужим приставаниям в толпе. Да и поклонником его я никогда не был (сторонником позже стал, а поклонником – не смог, такой вот казус).
Даже наоборот, в то время с ним, как раз, бодался за мэрство господин Шахов, и я, распропагандированный официальной прессой, был, скорее, на стороне последнего…
Через 5 лет (когда я увольнялся из ВС РФ и был на распутье) меня почти случайно пригласили поработать ответсеком (техническим редактором) в только что созданной им общественно-политической газете «Приморье». А спустя еще полгода он сам с помощниками впервые нанес официальный визит (до этого встречался лишь с и.о. главреда) в то полуподвальное помещение на ул. Фадеева, где располагалась наша редакция. Там и познакомились.
Как раздражала и выматывала не только чиновников, но иногда и нас, газетчиков, работа рядом с ним – рассказывать не буду. По отношению к деятельности подчиненных это был настоящий тиран и деспот! Особенно «доставало» подобное отношение на фоне того, что ко всем остальным горожанам он был «настоящим душкой» и заядлым танцором…
Потом с нами случились безумные и невероятные 1998-2001 гг., когда мы бесконечно пытались избрать свою (а не навязываемую краевой властью) гордуму и всё-таки смогли это сделать!
Даже провели ее первую двухдневную сессию на заводе «Изумруд». И даже приняли на ней полтора десятка решений, включая первый Устав города и опять выбрав Виктора Ивановича мэром и председателем Думы. Именно эти последние три документа и кинулась сразу же оспаривать и отменять наша доблестная прокуратура (а все остальные решения, в т.ч., к примеру, избрание меня председателем Комиссии по проблемам местного самоуправления, связям с общественностью и СМИ – даже не тронула). Оказалось гораздо проще потом поотменять в райсудах результаты выборов каждого из «черепковских депутатов», проголосовавших не так, как хотелось власти…
Потом, в 2003-м был и второй мой поход под его флагом в городскую власть. Тогда я, все еще доверяя вождю, оказался в странной компании каких-то липких персон, больше похожих на начинающих жуликов. Они-то и нашептали ему тихонько на ушко нечто не известное мне, после чего Иваныч вспылил и ни с того, ни с сего объявил вдруг меня врагом, и даже громогласно заявил при этом, будто я ему какой-то партийный съезд сорвал (о котором я до сих пор – ни сном, ни духом)…
Последний раз мы виделись с ним ровно год назад, в 2016-м, и даже практически помирились. Я простил ему все обиды (да и не обижался на него никогда по-настоящему, потому что считал его не врагом, а учителем). Он был вновь полон грандиозных планов и по-прежнему оставался кипуче-деятельным…
Виктор Иванович меня многому научил за те 20 лет, что мы были знакомы. В том числе и тому, чего я никогда не захочу повторять ни в политике, ни в жизни.
Он был дико талантлив и нетерпелив.
Он был большим человеком невысокого роста, первым и пока единственным мэром Владивостока, не набивавшим свой карман в первую очередь!
И было невыразимо стыдно за нынешнее флотское и городское начальство, когда его (сделавшего для «города нашенского» столько, сколько ни один из них, даже если из штанов выпрыгнет, никогда не сможет повторить), Почетного гражданина Владивостока (!) хоронили без должного оповещения горожан, без воинских почестей (положенных ему по Закону, как капитану 1 ранга в отставке!) и не на Морском кладбище, да еще и при этом неловко путали имя…
В связи с чем я предлагаю всем горожанам доказать, что мы, в отличие от чиновников, хорошее не забываем и в память об этом человеке переименовать проспект «100-летия Владивостока» (само название это давно ведь стало уже махровой архаикой, да и звучит последние 57 лет вполне глупо – если задуматься) в проспект Черепкова.
Пусть будет долгая ему память!
Валерий КОРОЛЮК, кандидат исторических наук, председатель «Союза пенсионеров Приморского края», фото из лиичного архива автора.