Руководящие клирики РПЦ МП регулярно выступают с публичными заявлениями по поводу того или иного события в истории России. В них этим событиям даётся трактовка, выпячивающая роль Церкви (разумеется, с положительной стороны) и выставляющая русский народ в самом неприглядном свете. Стараниями идеологов Московской патриархии создаётся представление о неспособности русских к успешной политической и военной деятельности без тесной опеки со стороны Церкви. Иным словами, чтобы доказать собственную исключительную роль в истории, РПЦ внедряет понятие о неполноценности русского народа. При этом исторические факты заведомо искажаются в угоду идеологической концепции.
Прошлый год предоставил руководству РПЦ немало поводов для выступлений на историческую тему. Кампания по прославлению патриарха Гермогена как якобы вдохновителя борьбы русских против польско-литовских интервентов в 1611-1612 гг. (на самом деле, как отметил ещё выдающийся русский историк С.Ф. Платонов в конце XIX века, науке не известно ни одного подлинного воззвания Гермогена, направленного против поляков) – это отдельная тема. Она будет когда-нибудь разобрана при анализе исторического мифотворчества от РПЦ. Сейчас речь – конкретно о русофобских нотках этого мифотворчества.
8 сентября 2012 года после окончания череды богослужений на Бородинском поле состоялась «братская трапеза», на которой патриарх Кирилл выступил с краткой речью. В ней он заявил (http://www.patriarchia.ru/db/text/2456404.html), в частности, что «с точки зрения рационального анализа победа в 1812 году должна была остаться за превосходящим по силе врагом». «Но мы знаем, что народ наш горячо молился Господу и Пречистой Богоматери. И мы победили, потому что мы действительно крепко молились», – сказал глава РПЦ.
Оставив в стороне исторически недоказанное (больше фактов в пользу противоположной точки зрения) утверждение, будто на Бородинском поле армия Наполеона численно превосходила армию Кутузова, отметим последнюю реплику руководителя РПЦ. Из неё должно явствовать, что русские в 1812 году победили не благодаря ратному мастерству военачальников и рядовых солдат, а исключительно благодаря помощи сверхъестественных сил. Видимо, патриарх Кирилл считает самих русских неспособными на воинскую доблесть.
Если развить логику высказывания патриарха, то получается, что наши предки были дураками. Вместо того, чтобы продолжать молиться, глядя на приближающиеся французские полчища, они зачем-то стали стрелять в них из ружей и пушек. А вот если бы молились ещё горячее и не обращали внимания на действия врага, то, глядишь, и вовсе не понадобилось бы никакого сражения – французы одной лишь божественной силой были бы выметены из России.
Аналогичное по сути утверждение о неспособности русских к отстаиванию собственной независимости и к военному делу (а равно о ненужности того и другого) было сделано патриархом Кириллом по поводу обороны Троице-Сергиевой лавры в Смутное время. Выступая 3 мая 2012 года на «соборных слушаниях» в честь патриарха Гермогена и юбилея Смутного времени, лидер РПЦ сказал (http://www.patriarchia.ru/db/text/2199157.html), в том числе: «Надо подчеркнуть, что успешная оборона Троице-Сергиевой лавры против многократно превосходящих сил противника объясняется не каким-то особым боевым искусством ее защитников и не талантом руководившего ими полководца — князя Григория Долгорукого. Главным источником их мужества было осознание величайшей святыни, за которую им предстояло сражаться и умереть».
Вот так, не смейте думать, будто русские обладают воинским искусством и что вообще такое обладание для них важно. Их лучшее качество, с позиции «предстоятеля» РПЦ, – способность не рассуждая, очертя голову и презрев правила ратного мастерства умирать за «святыни». Нет, не побеждать, а именно – умирать. А объяснять победы русского оружия профессиональными качествами русского воина – это, по мнению патриарха, демонстрировать «идеологический подход к истории, который не имеет ничего общего с реальностью», как он заявил во время своей упомянутой застольной речи в годовщину Бородинской битвы. Очевидно, провозглашаемую им мистическую русофобскую концепцию лидер РПЦ считает не идеологической и полностью отвечающей реальности.
Выясняется, что осознание опасности порабощения Родины иноземными захватчиками – не стимул для русских оказывать сопротивление вторгшемуся врагу. Так, во всяком случае, считает патриарх Кирилл. Ради обоснования этой сомнительной идеи он идёт на подлог исторических фактов. «То был полководец, никак не связанный с христианской традицией, человек, не признающий Бога, – говорил глава РПЦ о Наполеоне в своём «первосвятительском слове» 9 сентября 2012 года (http://www.patriarchia.ru/db/text/2457627.html), – и неслучайно, что он, войдя в пределы России и увидев в каждом селении храм, в каждом городе святыни, поставил своей задачей не только пленить народ наш, подчинив его своей власти, но и уничтожить веру. И мы знаем, как осквернялись храмы, как выбрасывались иконы, как спиливались кресты [! – Я.Б.], как уничтожались знаки и символы нашей веры, а значит, и основы нашего бытия духовного и нравственного. Полководец тот был опытен и вел свои войска к духовному центру нашего Отечества. Ему не нужна была тогдашняя политическая столица России — ему нужно было сердце России с ее святынями, с ее храмами. Он хотел воссесть на престол здесь, в Кремле, и завершить историю Святой Руси».
Это, безусловно, историческое открытие – будто Наполеон хотел короноваться в Кремле и после этого искоренить на Руси православие. Абсурдность этой мифологемы настолько обнажена, что я даже не стану здесь на ней заострять внимание. А её неизбежным следствием является то, будто только угроза «поругания святынь» заставила русских единодушно встать против неприятеля. Просто за независимость родной земли русские бы, как следует из исторических поучений патриарха Кирилла, не встали бы с печи и даже пальцем не пошевелили бы.
Ну, и чтобы вы не думали, что самая страшная – Великая Отечественная война – была выиграна нами благодаря нам самим, вот вам ещё одно мнение «предстоятеля». На этот раз – о мотивации русского народа в борьбе против гитлеровских полчищ. Выясняется, что и тут дело не обошлось без невидимой, но руководящей и направляющей длани РПЦ: «В рамках безбожного мировоззрения невозможно оправдать ни героизма, ни подвига, ни самопожертвования, – заявил патриарх Кирилл в проповеди 28 августа 2011 года (http://www.patriarchia.ru/db/text/1606676.html). – И если на такой подвиг идут люди, которые не сознают себя религиозными, то это не означает, что их мотивация подвига лежит в плоскости материалистической. Это проявление некой скрытой, рудиментарной религиозности, которая входит в жизнь человека через воспитание, через привитые ему идеалы».
Заметьте, что не «невозможно совершить», а «невозможно оправдать». Оказывается, по мнению главы РПЦ, человек, совершающий подвиг, обязан ещё и «оправдываться», во имя чего он это делает. И не может быть оправдания тому подвигу, который сознательно совершён во имя идеалов, лежащих в иной плоскости, чем религиозность, считает В.М. Гундяев.
Впрочем, отношение к событиям 1941-1945 гг. было ярко выражено нынешним «предстоятелем» ещё в первый год его пребывания на высшем посту в РПЦ. Нашествие нацистских орд на Россию, террор и геноцид мирного населения гитлеровскими палачами были, по его мнению, ничем иным, как… наказанием Божьим «за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой». «Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, – сказал Гундяев в «первосвятительском слове» 3 июня 2009 года (http://www.patriarchia.ru/db/text/665838.html), – как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество? Но если бы вместо страшного наказания последовало материальное процветание и победа идеологии, то невольно каждый здравомыслящий верующий человек спросил бы: “А где же суд Божий, неужели только в вечности? Неужели Он не простирает Своей длани над историей?”»
Если Гитлер явился как орудие «кары Божьей», то можно ли называть преступлениями то, что совершалось его именем? Очевидно, нет. Особенно ненавистно «предстоятелю» относительное благополучие народа, которое могло наступить в СССР, если бы нацистского вторжения не произошло или оно оказалось менее опустошительным. Получается, что глава РПЦ отточенной богословской демагогией оправдывает «промыслительное» уничтожение оккупантами многих миллионов мирных советских граждан.
Чтобы автора статьи не заподозрили в необъективности, напоследок разберу ту реплику патриарха Кирилла, которую ему особенно часто припоминают как свидетельство его русофобии. В интервью телеканалу «Россия» 21 сентября 2010 года патриарх Кирилл заявил (http://www.patriarchia.ru/db/text/1280323.html), в частности: «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери». Эту реплику нередко подают именно в таком вырванном из контекста виде.
Полностью данный момент интервью выглядит так:
«— Ваше Святейшество, социальные проблемы очень сильно ударили по коренным народам Севера. Скажите, пожалуйста, каким образом Русская Православная Церковь выражает свою позицию к коренным народам Севера и к их защите?
— Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие. Эта традиция настолько глубоко живет в нашей Церкви, что для нас все народы равны, среди них нет варваров. Потому что для кого-то и мы были некогда варварами, хотя на самом деле варварами никогда не были».
Совершенно понятно, что перед нами отнюдь не утверждение, будто славяне – «люди второго сорта, почти звери». Это изображение византийского взгляда на тогдашних славян, шовинистического стереотипа греков IX столетия. Позиция же самой РПЦ в данном случае выражена в словах: «Для нас все народы равны, среди них нет варваров. Потому что для кого-то и мы были некогда варварами, хотя на самом деле варварами никогда не были».
Совершенно необоснованно иллюстрировать воззрения нынешнего руководства РПЦ якобы уничижительной фразой о древних славянах, ибо она на самом деле – вовсе не о том, что силятся доказать. Но у «предстоятеля», как мы видели, вполне достаточно других утверждений, которые логически покоятся на убеждении в ущербности русского народа, в частности – в том, что он недостоин успеха, благополучия и процветания без слепой покорности корпорации под название
м РПЦ.