На прошедшей неделе было многое. В основном по мелочи, но два процесса были впечатляющими, драматическими и с далеко идущими последствиями. Можно сказать, два события, изменившие окружающую действительность.
Первое – это арест Кирилла Серебренникова.
Серебренников – режиссер в основном театральный, но фильмы тоже снимает. В «Гоголь-центре» он главный. Мировая известность, за рубежом он тоже спектакли ставит.
История началась еще весной, когда к нему внезапно нагрянул ОМОН с обыском. То есть домой к нему не ОМОН, но в обыском, а в театр – да, маски-шоу. Актеров согнали в одно помещение и держали их там весь день, публика даже заволновалась, будет ли в этот день спектакль – хотя спектакль уже состоялся в постановке… кажется, ФСБ. Растрата, якобы. Хотя ради поисков растраты обычно не устраивают маски-шоу, а тихо приходят в бухгалтерию и тихо изымают документы. К театру пришла разная театральная общественность, Чулпан Хаматова зачитала письмо в защиту Серебренникова. А тут президент наш награждал всевозможных деятелей, в том числе актера Евгения Миронова. Вот Миронов после награждения шепнул Путину про Серебренникова и вроде бы письмо передал в защиту. Путин сказал «Ну, дураки» – все поняли, что это он про следователей.
Между тем задержали, а потом и арестовали бухгалтера. Она главбух, то есть самая умная. Но немолодая, со множеством болячек и сложной семейной ситуацией – как большинство женщин в этом возрасте. Она сказала сразу, что будет сотрудничать со следствием и даст любые показания, чтоб только домой поскорее отпустили. Ну кто ж ее после таких слов отпустит? Надо дожимать! Так что главбух всё еще сидит и дает нужные показания.
А что за дела, что за растрата? Ну, обычное, уже принятое в России. Ходорковский украл всю нефть, Навальный украл весь лес, а Серебренников украл все деньги. Все деньги, которые ему были выделены на театральную деятельность. Сумма, правда, варьировалась: сначала одну сумму следователи называли, потом другую. Но миллионы.
Ну, законы у нас пишутся так, что не нарушить их невозможно. Кирилл Шулика пишет: «Дело в том, что деятели культуры, директора учреждений культуры уже более десяти лет при встречах с чиновниками каждый раз поднимают вопросы, связанные с госзакупками и господдержкой. Там страшный абсурд! Не могут театры осуществлять госзакупки, как завод. Иначе ему придется закупать даже пьесы по конкурсу. Я не шучу... И теперь любое приличное учреждение культуры должно содержать кучу специалистов по госзакупкам, задача которых – закон обойти. Не исполнить, это физически невозможно, а обойти».
Но даже при нужных показаниях главбуха обвинения выглядят, скажем прямо, маразматически: Серебренников получил деньги на поставновку спектакля «Сон в летнюю ночь», а спектакля так и не было! Как не было, удивляется театральная общественность, вот афиши, вот рецензии, вот свидетели, которые спектакль видели! Ну, написать можно всё, что угодно, возражают следователи. Сказано не было – значит не было!
Но это весной еще было. И вот на прошлой неделе следователи поставили новый спектакль.
Серебренников был в Питере, снимал фильм про Виктора Цоя. К нему приехали правоохранители, привезли в Москву. Ночь режиссер провел в участке, а утром его повезли в суд. Басманный.
Конечно, об этом сразу узнали. У суда собрались актеры, режиссеры, телевизионщики, множество известных людей – человек 500-700 было. Поручительства в суд передавали, залог предлагали. Ирина Прохорова предлагала безумный залог – 86 млн руб. – всю сумму, которую якобы украл Серебренников.
Но суд решил иначе: домашний арест. Это, конечно, лучше, чем СИЗО, но съемки фильма сорваны, работа над спектаклями остановлена – запрет на деятельность, в общем.
Может, этого и добивались? Кирилл Серебренников – человек, безусловно лояльный власти. Со многими знаком, с Сурковым вон фотографировался. Но это всё формальности. Спектакли-то его абсолютно власти нелояльны! Талантливые, интересные, аварнгардные – но ни в коем случае не лояльные. Они «о жизни нашей скотской». Конечно, власть бы предпочла, чтобы таких спектаклей не было – хотя бы некоторое время…
Впрочем, Алексей Навальный предложил другую трактовку: «Главная причина показательного задержания Серебренникова – сделать так, чтобы остальные «мастера культуры» не выпендривались, а быстро бежали записываться в доверенные лица Путина. Выборы же на носу. А самые смелые из них (есть такие, они не запишутся), чтоб не вздумали ясно или намёками поддерживать оппозицию. Пусть молчат со своей универсальной формулой «Я вне политики», работающей в России эвфемизмом для «Я трус и сижу на бюджетных деньгах»… Очень важно показать, что твоя успешность ни в коем случае не означает, что ты можешь теперь не делать «ку» и не иметь энтузиазма в глазах, когда целуешь начальственную руку».
Теперь вот мировые знаменитости письма пишут в защиту Серебренникова…
Еще одно грандиозное и драматическое событие случилось на неделе, и касается оно исключительно экономики. Ну как – исключительно? Без политики не только театр не обходится, но и экономика. Особенно когда дело касается не каких-то жалкий миллионов, хищение которых пытаются вменить Серебренникову, а миллиардов. Речь о противостоянии государственной компании «Роснефть», которую возглавляет Игорь Сечин, и АФК «Система», принадлежащей Владимиру Евтушенкову. Судебный спор касается «Башнефти».
Компания Владимира Евтушенкова купила «Башнефть» в 2009 году, во время президентства Дмитрия Медведева и с его одобрения. Во время президентства Путина Евтушенкова посадили под домашний арест по подозрению в легализации имущества, а Московский арбитражный суд передал «Башнефть» в собственность государства – якобы ее приватизация (осуществленная не «Системой», а предыдущим собственником) была проведена незаконно. После этого Евтушенкову – за отсутствием состава преступления – домашний арест отменили. В октябре 2016 года «Роснефть» купила «Башнефть» у государства. Публично критиковавший эту сделку министр экономического развития Алексей Улюкаев задержан – по версии следствия, он вымогал взятку у «Роснефти».
Но и это «Роснефти» оказалось мало: она предъявила ретензии (оформленные как судебный иск) «Системе» на 170 миллиардов рублей. Суть такова: АФК «Система» в начале 2010-х годов устроила реорганизацию «Башнефти», которая ей в это время принадлежала. Она якобы была настолько невыгодной, что «Башнефть» на этом потеряла 170 миллиардов рублей. Таким образом, получается, что «Система» проводила реорганизацию в ущерб самой себе.
И вот арбитражный суд Башкирии обязал взыскать с АФК «Системы» по иску «Роснефти» 136 млрд руб. Это больше, чем стоит вся «Система».
В «Роснефти» считают, что инвестиционный климат только улучшится – потому что этот прецедент сделает «более ответственным поведение менеджмента и акционеров» в стране.
У «Системы» прямо противоположное мнение: кто захочет участвовать в приватизации в России, если в любой момент государство может забрать актив обратно, перепродать, а вскоре после этого выставить иск за плохое управление компанией? И сдается мне, что мнение «Системы» гораздо ближе к реальности.
Возможно, что грядет еще один судебный спектакль: министр Улюкаев, который из-за Сечина получил приставку «экс» и провел некоторое время под домашним арестом вроде бы за вымогательство взятки у Сечина, настроен весьма решительно против Сечина. Во что эта решительность выльется – посмотрим…
Всё это были события масштабные, драматические, влияющие на атмосферу России…
Но у мелких людей тоже есть свои интересы и свои спектакли.
Вот в Томске торжественно открыли колонку. Водоразборную колонку – вроде так этот предмет официально называется. Ну ту, из которой воду в ведра наливают те, у кого водопровода в доме нет. Открытие было торжественным, оформлено воздушными шариками. И ленточка красная была, как полагается, мэр ее торжественно разрезал… И речь сказал! Что вот, теперь жителям воду таскать в дома не далее ста метров, опять же при пожаре пригодится. В общем – жизнь пошла совсем хорошая!
Марина ЗАВАДСКАЯ, фото: meduza.io