Все в курсе, что 12 июня, в День России, во многих городах страны прошли оппозиционные митинги с различными последствиями. Прошло подобное мероприятие и во Владивостоке – и, как водится в нашем городе, оно отличалось определенной спецификой: «под пальцем» произошли столкновения между оппозиционерами и казаками. Или «казаками».
Ну как – столкновение? Казаки побили оппозиционеров – руками, ногами и нагайками.
Казаки или «казаки»? В этом до сих пор нет ясности. Главказак из Уссурийска заявил, что никакие это были не казаки, у них даже форма другая. То есть, по его мнению, это была подстава, чтобы поссорить казаков с населением, выставить их старорежимными держимордами – историю мы все помним со школьных времен, где нам внушали мнение о реакционности казачества.
Так это было в действительности или не так – вряд ли кому-то захочется разбираться. Так же, как сторонней публике вряд ли захочется разбираться, настоящие это были казаки на Привокзальной площади или ряженые. Тем более что многие убеждены, что все казаки – ряженые, так что какая разница?
26 июня пострадавшие от действий «казаков» (будем пока писать их в кавычках) созвали пресс-конференцию в общественной приемной депутата ЗС Артема Самсонова – он ведь тоже пострадавший.
Итак, пострадавших было пятеро: Александр Самсонов, Павел Никифоров, Денис Акинчев, Михаил Евгеньевич и Артем Самсонов. Некоторые из них все еще на больничном и на пресс-конференцию согласились прибыть, если их привезут и отвезут: сотрясение мозга и раны на голове – это не шутка.
На самом деле пострадавших больше, но некоторые не согласились прибыть – кто по состоянию здоровья, кто просто не хочет светиться.
Журналистов в маленькую комнатку набилось порядочно, около 15 человек, включая ОТВ – выделяю специально, поскольку камера на треноге с трудом встала в проходе и мешала остальным передвигаться.
Артем Самсонов, который не был заявителем митинга и пришел на него поснимать, объяснил изначальную ситуацию: заявка ПРОО «Казачий стан» якобы была принесена в краевую администрацию в воскресенье, 28 мая (нерабочий, естественно, день) на «Фестиваль казачьей песни» с 7:00 до 22:00 12 июня на Привокзальной площади, у памятника В.И. Ленину. Что само по себе наводит сомнения: нормальные казаки вряд ли согласятся проводить мероприятие возле Ленина, поскольку помнят политику расказачивания – в общем, плохое у них к Ленину отношение, и это серьезно. А тут вдруг…
Неужели это их инициатива? Или это было сделано по настоятельной рекомендации краевой администрации? Такое, знаете ли, предложение, от которого нельзя отказаться.
Оппозиция понесла заявку в администрацию в понедельник, первый рабочий день, как законопослушные гражадне. А им говорят: обломитесь, законопослушные граждане, площадь занята, не хотите ли на площадку перед Первореченской администрацией? Ну подумаешь, там 300 человек только умещается, а вы хотите две тыщи – приходите, вас свинтят за превышение предела.
Вообще-то Привокзальная площадь – это наш владивостокский «гайд-парк»: согласно постановлению Администрации Приморского края от 30 июля 2014 года № 291-па специально отведенным местом «для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов» в городе Владивостоке является «привокзальная площадь железнодорожного вокзала у памятника В.И. Ленину», предельной численностью 2400 человек.
То есть подавать заявку на митинг «под пальцем» не обязательно, так же как и митингов там может быть несколько, если все вмещаются и не мешают друг другу. И казаки, кстати, говорили (многие СМИ это опубликовали): да мы не возражаем, пусть оппозиция приходит, мы их кулешом накормим, про себя расскажем…
Никакого кулеша, между прочим, 12 июня у казаков не было – так себе, банальная гречка с… нет, насчет тушенки не уверена, но какой-то жир в каше был.
И 12-го сначала две компании уживались вроде бы мирно. Оглушительно, правда, гремела казачья музыка – неудивительно, что протестующие спрятались за магазином. Я и сама бежала от грохота – мне мои уши дороги; а если казаки (или «казаки») не прочь к старости оглохнуть, то это их проблемы. Оглушить себя ради покровителей из крайадминистрации – это так патриотично!
Поскольку Юрия Кучина, устроителя протестной акции, наши правоохранительные органы арестовали до начала акции, руководства собравшихся на площади не было. Почему они вдруг снялись и пошли к памятнику адмиралу Макарову? Скорей всего, от музыкальных децибел убегали, здоровье берегли.
Как только протестанты ушли, свернулись и казаки – так что очевидно стало, что они там – не ради праздника, а чтобы место занять и не пустить тех, кого власть боится, и, судя по всему, боится до неприличия.
Не, боится не массовых беспорядков, не битья витрин и переворачивания автомобилей и не собственно протестантов, а боится впечатления, которое протестанты произведут на центральную власть, боится, чтобы им не сказали сверху: так-то вы нас охраняете? А не засиделись ли вы тут, а то у нас есть более решительные кандидаты на ваше место!
Узнав, что музыки под пальцем больше нет, протестанты решили вернуться. Тут-то все и случилось.
«Казаков» можно понять. Во всяком случае, я могу представить логику их действий. Их наняли / уговорили занять место, чтобы воспрепятствовать протестантам. Они своего добились – те ушли. Можно сворачиваться, всем спасибо, все свободны, впереди долгожданный (с семи утра!) отдых. «Казаки» расслабились…
И вдруг ЭТИ возвращаются! Ну чего им неймется! Негодяи, кайф поломали! А поскольку возвращаются протестанты не колонной в несколько сотен, а небольшими группами – ну мы щас вам…
Александр Самсонов, который «думает о людях хорошо», тоже считает, что это не администрация края казакам велела бить протестующих, это инициатива самих казаков.
Все происходило в сквере за спиной Ленина. «Казаки» с матерком налетали на приходящих, толкали, пинали, душили, выбивали фотоаппараты и телефоны (чтоб не снимали), нагайками орудовали… Тогда и там все травмы и были получены.
А поскольку практически у всех есть чем снимать происходящее, видео документов оказалось достаточно. Кой-кого опознали – например, депутата Гордумы от Едра Якова Юрьевича Авдошкина. Он, говорят, еще и казак.
На пресс-конференции журналистам показали видео. Много видео. И фотографии. И официальную страницу депутата Гордумы Авдошкина. Рассказали о травмах. Александр Самсонов и Павел Никифоров получили сотрясение мозга, Павлу еще и нос сломали, Денису Акинчеву (верхний снимок) разбили голову.
Он, Акинчев, пришел на площадь почти случайно, из любопытства. Посмотрел на оцепление, в котором «казаки» стояли. Зашел в кафе рядом – глядь, а там казаки выпивают. Он сначала вышел, а потом сообразил, что надо бы это сфотать: если они в оцеплении, то при исполнении, а при исполнении пить нельзя!
Ну и вернулся. Там и произошло подобие потасовки: Денис уворачивался, а казаки наседали – и в результате нагайкой голову ему разбили.
Полиция, которая должна обеспечивать порядок, «не видела» безобразий. То есть реально не видела: отворачивалась.
Ну, ничего нового о полиции мы не узнали. О казаках, в принципе, тоже.
Кстати, еще когда протестанты с площади не ушли, были среди них разговоры, что казаки-то не настоящие: и форма не та, да и настоящие казаки уже в лежку бы пьяные лежали на травке… Ничего не поделаешь: такой у казаков имидж, такая репутация, и они сами немало сделали, чтоб она была именно такой.
Каковы последствия? Несколько человек на больничном, у некоторых техника повреждена.
Заявы в УВД поданы, но движения пока что никакого. И это понятно: полиции не очень хочется преследовать «социально близких» казаков.
Еще меньше, считаю, хотят этого в крайадминистрации: казаки все-таки ненадежны, если им будет грозить штраф или, тем более, заключение за массовое хулиганство по уголовной статье – они ведь молчать не будут, всех сдадут кураторов.
С другой стороны, пострадавшие отступать не собираются. Да и общественное мнение однозначно: драки на массовых мероприятиях недопустимы, тем более неспровоцированные нападения – средь бела дня, при множестве свидетелей, со множеством видеофиксаций!
Бывает ведь, что и полицейских судят «за превышение». Так то – полиция, а то – какие-то казаки! Да и казаки ли они…
Александр Самсонов призывает нападавших казаков явиться в полицию с повинной – им скидка выйдет.
Артем Самсонов только что сообщил, что от 15 потерпевших подано коллективное заявление в Следственный комитет, и обещает, что и Генпрокуратура будет подключена, и запрос от депутата Госдумы последует.
В общем, доживем – увидим.
Марина ЗАВАДСКАЯ, фото автора.