фото

23 февраля – 3 марта 1937 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), посвященный политическому обоснованию разворачивавшихся массовых репрессий, прежде всего в среде партийной и хозяйственной элиты.

Значительная часть пленума (с 23 по 27 февраля) была посвящена «делу Бухарина-Рыкова». Основным докладчиком выступил Н.И. Ежов. 27 февраля Бухарин и Рыков были исключены из партии и арестованы.

Установочные доклады В.М. Молотова и Л.М. Кагановича 28 февраля касались «уроков вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов» в промышленности и на транспорте, доклад Ежова 1 марта – вражеской деятельности в НКВД.

3 марта в докладе Сталина «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» беспощадная борьба с врагами постулировалась как важнейший приоритет партийной работы на современном этапе.

По логике Сталина, поскольку троцкисты и иные политические противники превратились в оголтелую и беспринципную банду вредителей, диверсантов, шпионов и убийц, действующую по заданиям разведывательных органов иностранных государств», в борьбе с ними нужны «не старые методы, не методы дискуссий, а новые методы, методы выкорчевывания и разгрома».

На пленуме выступили 73 человека. 56 из них в 1937-1940 годах были расстреляны, 2 кончили жизнь самоубийством. Ежов в 1939 году арестован, а спустя год расстрелян по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота.

27 февраля 1937 года Ежов представил на утверждение членам Политбюро первый список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР, включавший имена из 479 человек, мерой наказания для которых был определен расстрел.

В течение следующих полутора лет такие списки регулярно подавались из НКВД на утверждение Сталину и его ближайшим сподвижникам – только после их визы дела поступали на судебное рассмотрение Военной коллегии. Всего в этих 383 списках более 40 тысяч человек.

После пленума началась разработка массовых репрессивных операций, которые в литературе получили название Большой террор.

Всего, по данным «Мемориала», за период Большого террора с октября 1936 по ноябрь 38 года по делам, которые вели органы госбезопасности (органы ГУГБ НКВД):

• арестовано – не менее 1,71 миллиона человек;

• осуждено – не менее 1440 тысяч человек;

• в том числе приговорено к расстрелу – не менее 724 тысяч человек;

• из них: «тройками» по «кулацкой операции» – не менее 436 тысяч человек;

• комиссией Наркомата Внутренних дел СССР и Прокурора СССР («двойкой») до сентября 1938 год и «особыми тройками» в сентябре-ноябре 1938 года по «национальным операциям» – не менее 247 тысяч человек;

• военной коллегией Верховного суда СССР, Спецколлегиями областных судов, военными трибуналами – не менее 41 тысячи человек.

Кроме того, за тот же период:

• осуждено «милицейскими тройками» как «социально вредный элемент» (СВЭ) – не менее 400 тысяч человек;

• подвергнуто высылкам и депортациям в административном порядке – не менее 200 тысяч человек;

• осуждено судами общей юрисдикции по общеуголовным обвинениям – не менее 2 миллионов человек;

• из них в лагеря отправлено не менее 800 тысяч человек.

Юрий Трифонов-Репин, председатель ППРПЗИПО ОО «Российский Мемориал».