Предыстория. Алексей Бутусин борется за то, чтобы сохранить в Артеме филиал ДВФУ. Удается ему это не важно – в этом году, с его слов, набора не было. Зато, как он считает, его всеми силами пытаются задавить, приклеив к нему ярлык «экстремизм».
А теперь история. Довольно забавная. О том, как заместитель начальника Приморского ФСБ Дмитрий Мариза, работник прокуратуры Приморского края Дмитрий Корсаков и судья советского райсуда Татьяна Борщенко, можно сказать, отменили Библию.
Давайте это великое дело исследуем по порядку.
Протокол. Бутусин требует вести аудиозапись, судья не против (для тех, кто не знает, судья не вправе отказать в аудиозаписи, хотя некоторые, особо борзые, пытаются), Бутусин требует разрешить снимать видео, судья отказывает (имеет право отказать).
Бутусин заявляет отвод прокурору Корсакову на основании того, что тот участвовал как прокурор в предыдущем рассмотрении дела. Судья его не отводит, и он сам не берет самоотвод.
В связи с неотводом прокурора, Бутусин сомневается в объективности и беспристрастности судьи и объявляет отвод судье Татьяне Борщенко. Она сама себя не отводит.
Бутусин напоминает, что он судился с прокурором Шайбековым у судьи советского райсуда Шульга по этому же вопросу. Судья Шульга благоразумно вынесла определение о прекращении производства по делу. Дескать, не гражданских это дело – идите в КАС.
Справка
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» ст. 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов. Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
Не экспертиза – только копия
Бутусин заявляет, что в этом суде даже не представлено то, что прокурор хочет признать экстремистским материалом. И требует письма, которые фигурировали в экспертизе.
Прокурор Корсаков возражает. В материалах дела есть копия акта судебной экспертизы, оригинал находится в Советском суде Владивостока. Как я понимаю, речь идет о процессе у судьи Шульга, она исследовала не только копию экспертизы, но и письма, и даже сам текст, который прокуратура требовала признать экстремистским.
Бутусин заявляет, что судебная экспертиза (копия которой рассматривается), на его взгляд, выполнена неправильно. Он перечисляет нарушения на целую страницу. Там, с его слов, не хватает ряда необходимых документов, гербовой печати, вплоть до того, что отсутствует подписка об уголовной ответственности в случае дачи заведомо ложного заключения.
Тут мы оговоримся: для нас сомнительно, что экспертиза, в которой нет такой подписки, вообще может считаться документом. Как, например, если в суд приглашается человек (он дееспособен и не ребенок), и судья не берет с него аналогичную подписку, его слова мало что значат.
Есть второй момент: если кто-то требует обязательно пригласить эксперта, отказывать ему, на наш взгляд, не резонно. Был случай, когда известный вам по истории с фашистской каской Дмитирий Дмитриев за свой счет сделал экспертизу. Когда встал вопрос о явке эксперта в суд, тот не пришел, экспертизе – незачет.
Но, вернемся к великому делу. Прокурор возражает, потому что Бутусин не представил доказательств, что экспертиза выполнена некорректно. А то, что у судьи только копия экспертизы, само по себе корректно?
Бутусин требует опросить: Ш., Б., Я., М. и Маризу (замначальника УФСБ ПК), госэкспертов Халак и Замерчук.
Прокурор Корсаков возражает в опросе, поскольку данные лица участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях, а оперативно-розыскные мероприятия отношения к делу не имеют.
У меня вопрос. Каким образом эксперты участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях? О том, какая ценность экспертизе, если экспертов не приглашают в суд, мы уже говорили.
И более насущный вопрос: почему оперативно-розыскные мероприятия не имеют отношения к делу? Как минимум, они могут подтвердить, что книга была изъята у Бутусина, а не напечатана Дмитрием Маризой, к примеру, в подвале собственной дачи. Ну, или судьей, или операми. Неважно. Пока не выяснены истоки появления на свет книги, возникает вопрос: «А был ли мальчик?»
Судья соглашается с прокурором и никого не опрашивает. Это путинская Россия, детка... Это невозможно объяснить, это невозможно понять, это можно только принимать, как данность.
На суде выясняли, Бог или человек написал книгу
Дальше ходатайства Бутусина заканчиваются и начинается суд. Оглашается иск прокурора. Он требует признать книгу «Праведникам-спасение, нечестивым-истребление», выпущенное издательством г. Владивосток, 2005 год, «Приморское предсоборное совещание по подготовке Всероссийского Земского собора» экстремистской.
Бутусин упоминает, что в книге речь идет о Псалтыре 36.
Разворачивается дискуссия – кто написал книгу человек или Бог. Хотя автора у будущего экстремистского текста нет, судья решает, что автор, наверное, все-таки, человек.
Бутусин против признания Псалтыря 36 экстремистским, так как религиозные тексты запрещено признавать экстремистскими.
Видали мы ту экспертизу и даже сам экстремистский текст (до вступления в силу решения Борщенко мы можем читать эту книгу).
Что сказать – это нравоучительная смесь современных, исторических, небиблийских, но религиозных текстов и цитат из Библии, в частности, псалма 36 и псалма 40, которые входят в Библию. Ну... присутствует некая резкость в тесте 16 какого-то года.
Можно понять – тогда ж не знали, что будет «закон об экстремизме». Как говорит Бутусин, в свое время по такому же принципу и был запрещен Коран – нашли книгу, в которой вперемешку разные тексты и цитаты из Корана и, не особо разбираясь, запретили.
Напомним ситуацию: запретом Корана был возмущен президент Чечни Рамзан Кадыров и подал в суд на судью Южно-Сахалинска Наталью Перченко и прокурора Татьяну Билобровец. Но, видимо, чтобы горячий чеченский парень не порвал дальневосточных законников, Путин поспешно внес закон, запрещающий, признавать экстремистскими книги мировых религий.
И снова Дальний Восток, на этот раз город нашенский, пытается наехать на паству одной из аврамических религий, причем, самую популярную, причем, когда закон, запрещающий такое преследование, уже существует.
Дмитрий Мариза (замначальника УФСБ по ПК) уже прославился в 2015 году наездом на сторонниц религиозного учения. Тогда китайское консульство потребовало преследовать «еретическое» учение Фалуньгунь (это китайская религиозно философская гимнастика). Под пресс попало несколько женщин, у которых изъяли книги, «АрсВест» отметила Маризу премией «Ниже плинтуса» в номинации «Инквизитор года».
Но он не унимается. Теперь ФСБ не понравился Алексей Бутусин. Как говорит Бутусин, всё началось с того, что обыскали его дом и изъяли религиозную книгу (ее Алексей получил в Свято-никольском соборе, который относится к Владивостокской епархии, считай, самой РПЦ). Не, с другой стороны, не Пушкина же изымать, а там, где религия, там по-любому можно что-то найти?
Укусили сами себя за хвост
Алексей стал бурогозить на незаконность обыска в своем доме. Как он считает, либо пришлось бы признавать, дескать, да, облажались мы с обыском. Либо найти достойный повод для него, признав что-то, найденное у него дома, незаконным.
А что у обычного человека дома может быть незаконного? Разве что какая-нибудь религиозная брошюра. Ну, и на этом двоекратный борец с религией Мариза, его сотрудники, прокурорские и суд сами себя, как считает Алексей, укусили за хвост. На сегодня, ряд цитат из Библии был признан незаконным.
Библия без этих цитат не выпускается. Стало быть, в случае, если решение вступит в силу, все Библии будут запрещены. Ими нельзя будет торговать, их нельзя будет давать кому-то почитать. Да и сам факт обнаружения у человека Библии подпадает под экстремистскую формулировку «хранение», не дай Бог, целью распространения. А экстремизм, как известно – это уже до Уголовного кодекса недалеко.
И, если за Коран вступился один Кадыров, сколько народу встанут за Библию, а главное, какого уровня это будет народ...
Видимо, это просекли те, кто умудрился отменить самую известную книгу в мире. Как говорит Бутусин, ему звонили, представлялись работниками суда и не только суда. Теперь его слезно умоляют не поднимать волну, типа, че тебе надо, ты же подал апелляцию. Но Бутусин будет бороться и дальше. Он уже пожаловался Генпрокурору. Также он планирует сделать это событие максимально известным в стране.
Бутусин против «закона об экстремизме» и считает, что сам факт его существования угрожает многим религиозным и историческим текстам. Так что, будем биться, чтобы этот закон отменили вообще, потому что вот такие казусы, им порожденные, были, есть и будут.
Анастасия Попова, рисунок: otvet.mail.ru