фото

Из передачи 17 декабря в программе «Суть событий» на радио «Эхо Москвы».

Журналист Сергей Пархоменко рассказывает об обжаловании решения Минюста о включении международной организации «Мемориал» в реестр иностранных агентов.

С. Пархоменко - Я счастлив тем, что мне в последние годы приходится как-то работать вместе с «Мемориалом», видеть «Мемориал» вблизи – это совершенно, я бы сказал, величественное зрелище, и люди абсолютно невероятные, которые там работают, и миссия, которую они выполняют, совершенно уникальная, совершенно ни с чем не сравнимая. Собрание и архив, который они создали за теперь уже почти 30 лет работы, из них 27, по-моему, формальной работы.

Сегодня «Мемориал» оказался в положении одного из, по-моему, 149-ти, если я не ошибаюсь, если там ничего не изменилось в самые последние дни, 149 организаций в России признаны иностранными агентами в связи с тем, что у них есть будто бы иностранное финансирование. «Будто бы» не случайное здесь слово, потому что есть много случаев, когда в реальности никакого финансирования нет, давно уже это название отделилось от реальных каких-то бухгалтерских обстоятельств, и им награждаются просто те организации, которые по той или иной причине неугодны российскому государству, и которым оно хотело бы усложнить жизнь.

Это путь к закрытию такой организации, это совершенно очевидно, потому что любая общественная организация не работает сама с собой, не работает сама внутри себя, где она может как-то сама себе объяснить, что означает это наименование «иностранный агент», она всегда контактирует с окружающими людьми. Люди относятся к такому наименованию с подозрением, оно не случайно таким выбрано, именно для этого оно и выбрано таким, для того чтобы люди шарахались от такой организации.

А уж если речь идет о работе еще и с какими-то учреждениями, так или иначе связанными с государством, например, там, школами, больницами для некоторых, там, я не знаю, тюрьмами, армией, государственными всякими учреждениями, местной властью, органами местного самоуправления и так далее, то это становится совершенно невозможным.

«Мемориал» сегодня пытался отстоять свое право на продолжение работы в России в суде, и, в общем, решение было предопределено, и оно таким и состоялось. Суд подтвердил заявление Министерства юстиции – а я напомню, это было дело, в котором «Мемориал» подал в суд на Министерство юстиции, требуя признать несостоятельным его, министерства, решение о признании «Мемориала» иностранным агентом, опираясь при этом на решение Конституционного суда.

Собственно, главное, что там происходило, это то, что «Мемориал» сослался на решение Конституционного суда, оно было принято в апреле 2014 года, и решением этого Конституционного суда было подтверждено, что международные организации – а речь идет о международной организации «Мемориал» – международные организации не могут быть иностранными агентами, потому что они по природе своей международные, и внутри них происходит такая циркуляция международная всего – проектов, трудовых ресурсов, идей, архивов, материальных ценностей, денег, бюджетного финансирования и всякого прочего. Для этого ровно создается международная организация, чтобы можно было расширить свою деятельность на многие страны.

Это в точности случай «Мемориала», «Мемориал» работает и в Польше, и в Чехии, и в Германии, и во многих странах бывшего Советского Союза. Ну, как-то смешно не видеть, что это так. Достаточно почитать местные газеты в этих странах и убедиться, что «Мемориал» там есть, он присутствует, он часть общественной жизни, он организует разного рода там события и так далее, это не фиктивная международная деятельность – это реальная международная деятельность этой международной организации.

И вот тогда Конституционный суд в 2014 году заявил о том, что – я цитирую его решение – некоммерческая организация, для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента, должна быть российской некоммерческой организацией, что исключает, – это прямая цитата из решения Конституционного суда, – что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства, филиалы, открытые на территории Российской Федерации. Прямо сказано о случае «Мемориала». Ну, вот ничего тут больше не придумаешь.

Но позиция Министерства юстиции, которая была сегодня поддержана судом, заключается в том, что не бывает никаких международных организаций, организованных в России. Это поразительная совершенно вещь. Это совершенно удивительное открытие и удивительная штука, придуманная Министерством юстиции. Оказывается, настоящая международная организация – это только такая международная организация, которая организована где-нибудь за границей, вот тогда она международная. А если эта организация организована в России, то она никакая не международная, и как сказала – это бессметная фраза, которая останется в истории «Мемориала» теперь – как сказала представительница Минюста: вы наши, и мы вас никому не отдадим. Нехило на самом деле сказано.

Это удивительное такое поражение в правах Российской Федерации как государства. То есть, Албания может создавать международные организации, я не знаю, Таиланд может, Науру тоже может, а Россия – нет, не может с точки зрения самой России. Это такое вот смирение, самоуничижение паче гордости.

И, конечно, все это будет продолжаться. Я думаю, что это выйдет на международный уровень, на уровень международных судов. Уже сегодня, надо сказать, очень оперативно – я, признаться, удивился, что это так быстро произошло – прозвучало заявление официального представителя Евросоюза, где он осудил это судебное решение, признал еще раз «Мемориал» международной организацией.

С.Пархоменко: Это позор России – что «Мемориал» под обвинением, смысл которого в том,чтобы прекратить его деятельностьQТвитнуть

И там есть, по-моему, очень точная фраза, там говорится – ну, это в моем собственном переводе с английского, поэтому имейте в виду, что это очень неофициальный перевод – там говорится, в этом заявлении, что, мы продолжаем призывать российские власти соответствовать в их политике и в их законодательстве обязательствам Российской Федерации относительно защиты прав человека. И мы призываем – вот это очень важно – прекратить практику наименования российских неправительственных организаций иностранными агентами, постольку, поскольку это является – очень точное слово – administrative harassment.

Знаете, вот есть sexual harassment – такое доставание, приставание на сексуальной почве. А это, значит, доставание и приставание на административной почве. Я бы сказал, административное насилие. Вот очень точные слова в данном случае, по-моему, прозвучали в этом заявлении Евросоюза.

Но мы будем с вами продолжать, конечно, за этим следить, вот это в данном случае не слова, а прямо вот реальная прямая формулировка. За этим следит все прогрессивное человечество, потому что, действительно, «Мемориал» — всемирно известная организация, и это всемирный позор России сегодня – то, что «Мемориал» оказался вот под этим обвинением, смысл которого заключается в том, чтобы прекратить его деятельность, больше ни в чем.

Фото: http://filemasters.ru/image/5804470914e66.jpeg