фото

На прошлой неделе Константин Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей по поводу цензуры и невежественных наездов на искусство:

«Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность» – вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры».

Цензура у нас, кстати, запрещена. По закону. Поэтому слово «цензура» осторожные и всё понимающие люди не произносят. Предпочитают что-нибудь абстрактное… Ну, например, «двойная сплошная». А Райкин произнес.

Вообще-то Райкину не ответить неприлично. Я имею в виду самый верх. Константин Райкин, помимо того, что руководит театром, помимо того, что актер замечательный, он был и доверенным лицом Путина на очередных президентских выборах, он и Крымнаш одобрял, и остальное… И вообще – он сын Аркадия Райкина! А ведь на спектакле Аркадия Райкина Владимир Путин познакомился с Людмилой – будущей женой… То есть понятно: ответ быть должен.

Но… Всегда найдется какой-нибудь выскочка, который полезет вперед паровоза.

Ну и нашелся. Байкер Хирург по фамилии Залдостанов. Ну и сказанул, что «под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты».

В Кремле от такой прыти байкера, судя по всему, слегка обалдели. Куда ж ты, типа, лезешь поперек батьки в пекло? Послушай, что старшие скажут, какое направление мыслей укажут, а потом только рот разевай!

Ну и указали. Из уст пресс-секретаря самого Путина. И сказал Песков, что «просто бес попутал этого мотоциклиста», и что этот мотоциклист извинится, конечно, перед Райкиным за свои слова.

Поздно сказали. Слово – не воробей. Извиняться у таких людей не принято. Западло это. Демонстрация слабости. Если конечно, не Пахан приказал. Тогда что ж, приходится… Признаю подчинение Пахану!

«Этот мотоциклист» извиняться отказался. Сказал, что не про конкретно Константина Райкина говорил, а вообще – обо всяких райкиных. То есть не признал Пахана и проявил своеволие.

Его поддержал известный «пехотинец Путина» Рамзан Кадыров. А потом и казаки поддержали Хирурга. Правильно, типа, все сказал.

Вот так так!

В литературе этот феномен описан неоднократно. Недавний – это Франкенштейн. Вообще-то Франкенштейн – ученый, он создал искусственного человека, полностью подчиненного воле создателя. Но потом что-то пошло не так, создание взбунтовалось и убило создателя. И в сознании читателей Франкенштейном зовется созданное чудовище, а не его создатель.

Более близкий нам пример – Шариков. Но тут до смертоубийства не дошло: профессор Преображенский хирургическим путем вернул созданному было монстру прежний собачий облик. Двадцатый век всё-таки. И наука вперед шагнула, и знаний у ученых больше.

Власть наша давным-давно начала создавать послушных монстров. Но из молодежи. Все проекты благополучно рассыпались – не то, все не то… Кто помнит «Идущих вместе»? От «Наших» остались только воспоминания… Молодежь, знаете ли, взрослеет. Некоторые даже умнеют. А умные власти ни к чему.

И вот в 2012 году наступил перелом. Ну вы помните эти протесты, митинги по сто и более тысяч, возмущение фальсификациями на выборах… И кто тогда обозначился с другой стороны? Некто Холманских с Уралвагонзавода. И тут же стал полпредом президента в своем округе. Должность декоративная в основном, но дающая возможность что-то сказать, сделать, запомниться… Запомнился ли полпред Холманских? Об этом судить уральцам, а в российском масштабе… кажется, ничего.

Появился Хирург со своими «Ночными волками». Появились верующие с чувствами, появились борцы за семейные ценности против всего остального… В общем, много всяких появилось, причем интеллект в их ценности не входил.

Ну и казаки подтянулись – они чуть ли не подпрыгивали: «Заметьте нас! Мы за! Мы за вас!» Но после эксперимента еще на заре независимой России, когда казаков, вспомнив деяния их предков, допустили до охраны границы, а после того, как они показали себя во всей красе, быстро и радикально избавились, – после этого казаков ни к чему серьезному не допускали – так себе, буйствуйте помаленьку, только под ногами не путайтесь…

Именно о таких людях говорил Константин Райкин. И именно такое же существо выскочило вперед паровоза и выразило свои чувства.

И оказалось, что вся эта орава, которую власть считала своей опорой, власти не подчиняется (и заметили это многие). Это не молодежь, которая может измениться, поумнеть – во всяком случае, шанс такой есть. Это люди взрослые, вполне себе сложившиеся. Шанс измениться и поумнеть остался для них в молодости, в далеком прошлом. У них своя колея: жизнь, взгляды, мнения, образ действий. Власть их заметила, решила опереться на них? Замечательно! Значит, можно развернуться всласть!

Но они не гибки. Они не в состоянии «колебаться вместе с линией партии». Власть сначала одобрила их колею, они с энтузиазмом по ней пошли – и тем колею углубили. Выбраться из нее – теперь для них непосильная задача. Есть множество людей таких же взглядов, мнений и образа действий – но они не углубляли колею и готовы «колебаться вместе с линией партии». А эти – всё.

Теперь только хирургическим путем.

Пока что власть к хирургическим методам не готова. Хирург-Залдостанов говорит, что Кремль «лишил его мороженого».

Как-то по-детски... Впрочем, это мнение всего лишь «этого мотоциклиста».

Марина ЗАВАДСКАЯ, рисунок: abhazia.com