До выборов осталось уже меньше месяца… Ну, и где битвы кандидатов, агитация и тому подобное? Где конкуренция, чтоб народ знал, чем один кандидат отличается от другого?
Впрочем, еще до выборов парламентские партии решили поделить округа (не все, конечно), чтобы не конкурировать излишне. А вот оппозиция ни о чем таком не договорилась и даже вроде бы не договаривалась.
Вот с оппозицией было немало скандалов. Общий дежурный упрек, что она никак не может объединиться. На словах – да, все призывают… На деле же выходит по Черномырдину: никогда такого не было, и вот опять.
Чтобы стать кандидатом в депутаты, надо собрать определенное количество подписей – для каждого уровня свое. Это долго, тяжело и ненадежно: комиссия находит мыслимые и немыслимые ошибки. От сбора подписей избавлены парламентские партии (их всего четыре) и те, у кого есть депутаты в «среднем» звене, то бишь в губернских заксобраниях, и те, кто набрал определенное количество голосов на прошлых выборах, но барьер не преодолел. Из оппозиционных партий таких две: «ЯБЛОКО» и «ПАРНАС». Вот вокруг них и собиралась оппозиция.
То есть у «ЯБЛОКа» более строгие критерии: мы включим вашего кандидата в наш список, если он согласится, что в президентских выборах 2018 года его кандидатом будет Явлинский.
«ПАРНАС» таких требований не предъявлял, и вокруг него сформировалась коалиция. «ПАРНАСу» ведь Борис Немцов добыл право не собирать подписи, а Немцов был объединяющей фигурой. И после Немцова коалиция некоторое время не распадалась… Но в конце концов ей пришел конец. Касьянов – отнюдь не такая объединяющая фигура, как Немцов. В общем, не будем о грустном.
Хотя лидеры «Демократического выбора» и «Партии прогресса» из коалиции вышли, но они не призывали членов своих партий тоже выйти: пусть ваше решение будет вашим свободным выбором. Ну и кое-кто остался. А кое-кто пошел отдельно, с подписями.
Следует также учесть, что есть еще «Открытая Россия» Ходорковского, и это совсем другое и отдельное. Ходорковский кандидатов набирал порою малоизвестных, которые вряд ли пройдут в депутаты – по принципу «пусть потренируются». Неплохой, кстати, принцип.
Потом пришла пора выдвигать кандидатов по спискам и округам – и пошла следующая волна скандалов. В некоторых округах Москвы оказалось по два, а то и три кандидата от оппозиции. То есть даже на этом уровне оппозиция не в состоянии договориться меж собой. Конкуренция в результате будет не между оппозиционными и провластными кандидатами, а между оппозиционными, что повышает шансы провластных.
Особо интересное положение сложилось в Центральном административном округе Москвы.
Изначально там начала работать с избирателями Люба Соболь из «Партии прогресса» (навальновцы). Договоренность некая была вроде бы. Начала работать, как принято в этой партии: «кубы», встречи с избирателями, расспросы о проблемах, что можно сделать… И вдруг «ПАРНАС» выдвинул по этому округу профессора Зубова (бывшего профессора МГИМО).
Люба не сразу сдалась: она предлагала решить вопрос дискуссией с профессором, праймериз – кто больше голосов наберет, тот и останется. Зубов не согласился. Возможно, посчитал для себя зазорным: с какой бы стати он, профессор, на равных участвовал в праймериз с какой-то девчонкой-юристкой! И вообще: праймериз приняты у навальновцев, а касьяновцам они ни к чему!
Переговоры и с «ПАРНАСом», и с «ЯБЛОКОм» ничего не дали, и Люба Соболь снялась с выборов. Зато по тому же округу выдвинулась Мария Баронова – от Ходорковского. Ей, конечно, пришлось собирать подписи – 15 тысяч подписей. И она их собрала! Не только она, конечно, ее команда, но всё-таки. Более того: избирком нашел в подписях не слишком большой процент недостоверностей и зарегистрировал Машу кандидатом. Конкуренция!
Разумеется, пошли разговоры, что кто-то из этих двоих должен сняться. Профессор Зубов отказывается: меня выдвинула одна партия и поддержала другая, пусть Маша снимается. А Машу поддержали 15 тысяч избирателей, с чего бы она снималась? Ну понятно: если конкуренция между большим и умным человеком и молодой девицей, то выбор очевиден: другие большие и умные (по крайней мере, они так считают) люди скандируют хором: Маша, снимись! Маша, снимись!
А Маша всё делает правильно. Вот недавно Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев поддержал практику женского обрезания.«Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась», – заявил муфтий.
Заявление прозвучало вскоре после публикации доклада «Правовой инициативы», посвященного этой процедуре; правозащитники отмечали, что эта практика применяется и в России, в частности в некоторых районах Дагестана. Делается это кустарным способом, цель – чтобы женщина не получала удовольствия от секса.
Мария Максакова, депутат Госдумы 6-го созыва от «Единой России» (та самая, которая «днем люблю единороса, ночью коммуниста», у которой «межфракционный» ребенок) предложила процедуру запретить и сделать ее уголовным преступлением.
Мания Баронова нарисовала плакат «Режьте баранов, а не женщин» и встала с ним у московской Соборной мечети. Это поступок! Доступный, в принципе, каждому. В том числе профессору Зубову. И другим кандидатам в депутаты тоже… Кто скажет, что это пиар – пусть сам так попиарится.
В общем, конкуренция между почти своими.
Кстати о президенте. Точнее – о президентстве.
Алексей Навальный обратился в Верховный суд России с жалобой на приговор по делу компании «Кировлес», согласно которому он осужден условно на пять лет.
Навальный также обратился в комитет министров Совета Европы с просьбой о содействии пересмотру его приговора. Защитники Навального утверждают, что приговор не позволяет ему участвовать в выборах президента России в 2018 году. А вот если приговор отменят, то он участвовать сможет.
Дело в том, что в начале июля вступило в силу решением Европейского суда по правам человека. В нем говорится, что между антикоррупционной деятельностью Навального и возбуждением дела в его отношении есть связь. Политически мотивированным ЕСПЧ дело Навального не признал.
Суд постановил, что были нарушены права заявителей на гарантированное Европейской конвенцией справедливое разбирательство, обязав власти РФ выплатить им в совокупности более 87 тысяч евро. «Уголовное право было истолковано произвольно и непредсказуемо, в ущерб обоих заявителей, что привело к явно неразумному исходу дела», – считают в ЕСПЧ.
Ну вот. Может, и президентские выборы у нас будут конкурентными.
Марина ЗАВАДСКАЯ, фото «Эхо Москвы».