Победе над фашистской Германией исполнился уже 71 год. Только что отметили. Ну, парад, салют, все как полагается.
Но самым главным стало не это. Самым главным стал Бессмертный Полк. Придуманное четыре года назад, это действо пробило себе дорогу сквозь бряцание железа.
Власть не очень-то, мягко говоря, любит самодеятельность народа. А Бессмертный полк – изобретение не власти. Впрочем, есть известный прием: не можешь предотвратить – возглавь.
В прошлом году власть, не преуспев в борьбе против инициативы снизу, попыталась возглавить. И вроде бы получилось! Президент Путин прошел в колонне Бессмертного Полка с портретом отца – и некий журналист-пропагандист в верноподданническом угаре выдал очевидную, и потому смешную глупость: Путин прошел по улицам с портретом своего погибшего на войне отца (ага, все же знают, что Путин – 1952 года рождения!).
Для массовости по разнарядке нанятым «носителям» вручили портреты якобы их дедов… каковые портреты после прохода по площадям были свалены на задворках шествия. И в этом году «носителей» тоже нанимали, уже почти не стесняясь. Но…
В Великой Отечественной войне погибли, по последним подсчетам, 27 миллионов советских граждан. Были среди них и сироты, не имевшие родственников, и молодые, потомства не оставившие. А сколько ветеранов войны за 71 год после ее окончания умерли? То есть – сколько осталось у них всех, погибших на войне и умерших после, родственников? Племянников, детей, внуков, правнуков?
Миллионы. Десятки миллионов. Какая еще нужна массовость? Если все потомки выйдут с портретами? Как бы ни понадобилось эту массовость организованно уменьшать!
Уже есть, кстати, поползновения. Некто Владимир Таиров пишет в Твиттере: это все – западный проект! «Акция Бессмертный полк целенаправленно убирает советскую символику, советских командующих, вообще СССР. Она направлена на стирании памяти о том, кто и против чего и кого воевал».
Понятно? Для человека память о войне – это только советские командующие и советская символика. Остальные 27 миллионов – это неизвестно что, неизвестно, против чего и кого они воевали? Память потомков о них – это не считается. Они ничего не понимают. Память о рядовых – это не по-советски.
Из той же серии – нападение неизвестных клоунов (все посчитали было, что это НОД, то есть Национальное освободительное движение, созданное и курируемое депутатом Госдумы Евгением Федоровым, но Федоров и НОДовцы отрицают свое участие, так что неизвестных клоунов можно с полным правом называть клоунами) на участников церемонии награждения победителей школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», организованного «Мемориалом».
«Мемориал» проводит конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век» совместно с Союзом краеведов России, Кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ и Международным благотворительным фондом имени Д.С. ?Лихачева. Председатель конкурса – писательница Людмила Улицкая. В рамках конкурса исторических работ на самые разные темы школьники исследовали архивы, опрашивали очевидцев, изучали старые газеты, разговаривали с родственниками и жителями родного района.
Около полудня возле входа в Центральный дом кинематографистов, где должно было проходить награждение детей, недалеко от станции метро «Маяковская» выстроились около 15 клоунов. Они держали плакат с надписью «Нам не нужна альтернативная история» и красные советские флаги; несколько человек ходили в футболках с изображением Владимира Путина; двое мужчин в форме советских солдат играли на гармони военные песни — некоторые их строчки были переделаны так, чтобы в них упоминался президент России.
Когда школьники и члены жюри начали заходить в здание, несколько клоунов бросили в них яйца. К писателю и председателю жюри Людмиле Улицкой подбежали сзади и брызнули в голову зеленкой из шприца. Историку Анатолию Голубовскому из «Вольного исторического общества» брызнули из шприца в лицо нашатырным спиртом.
Клоуны скандировали в сторону детей: «Фашисты!»; в сторону учителей: «Не училки, а подстилки!» Дети, испугавшись, поскорее забежали внутрь. Все участники и устроители конкурса скрылись внутри дома кино.
Вызвали полицию… Ну что полиция? Они же приняли клоунов за участников НОД, а НОДу, как было известно, покровительствует депутат Федоров, весь из себя патриот. Так что полиция не стала вмешиваться, просто осталась стоять на месте. Хотя, конечно, несогласованный пикет – это нарушение современных российских законов, и не прими полицаи пикетчиков за НОД, повязали бы клоунов в полприема.
А чего же хотели клоуны?
Рассказывает корреспондент «Медузы» Даниил Туровский:
«Нам не нужен никакой «Мемориал» с его пересмотром истории, — объяснила «Медузе» участница «Евразийского союза молодежи» Наталья Макеева. — Они переписывают наш героический период и даже называют немцев потерпевшими. Очевидно, зачем это все! Победа во Второй мировой — это то, что нас сплачивает. Именно с ударов по истории начинаются Майданы». «Пойми ты, хотя и вряд ли это для твоих мозгов, в истории должно быть только героическое, ее не надо разбирать!» — заявил «Медузе» активист в футболке с Владимиром Путиным».
Вот оно: не надо разбирать, то бишь изучать историю, в ней должно быть только героическое!
Скоро к месту нападения подошла Мария Катасонова, одна из лидеров НОД. «Мы здесь, потому что во всех работах школьников делается акцент не на подвиге, а на истории тоталитаризма», — рассказала она, добавив, что не видела, кто именно бросал яйца».
Олег Кашин на «Дожде» говорил с Марией Катасоновой о произошедшем у Дома кино. Она активно обеляла НОД по типу «наших там не было» и обвиняла Людмилу Улицкую в пропаганде негатива, причем для Катасоновой любое упоминание о негативе – это уже пропаганда.
О чем же писали в своих работах школьники из разных регионов России (всего на конкурс прислали около 1600 работ) и какие работы победили? О венгерских военнопленных, голоде, контрреволюционных бригадах, «героях колхозных полей», воевавших в Сталинградской битве, чеченской войне, истории домов культуры в Саратовской области и другие.
«Награждение происходит в сложную для историков эпоху, все могли это прямо на себе почувствовать, — сказал со сцены Никита Соколов, председатель «Вольного исторического общества». — Политики используют исторический лексикон для выстраивания пропаганды. Мифологизированный образ Второй мировой стал краеугольным для властей. И они грозятся ее повторить. Поэтому очень важно помнить частную память и историю, чтобы не увлекаться авантюрами. Помнить — это терапевтическое действие»
Об этом же говорил и журналист Сергей Пархоменко: «Чем больше мы занимаемся историй, тем больше понимаем, что история — это не старые бумаги и проблемы. Совершенно непонятно, где кончается история, а где начинается сегодняшний день. Вам важно понимать: то, что мы увидели своими глазами, уже через две минуты стало историей. Только в этот раз мы видели это сами, разговаривали с эти людьми, поэтому нас никто не обманет и не задурит, мы точно знаем, как это было».
Люди, несущие портреты своих погибших и умерших родственников – участников войны – это тоже о том, как это было. А было не только героическое, о котором так пекутся ряженые клоуны, но и такое: «Дай-ка лучше сниму с тебя валенки, мне еще воевать предстоит».
О бездействии полиции в истории нападения клоунов лучше всего сказала политолог Екатерина Шульман в Фейсбуке:
«Да блин. Товарищи правоохранители, нельзя допускать размывания своей монополии на легитимное насилие! Если у вас административный баттхерт по поводу мероприятия, приезжайте сами, бомбу ищите, протоколы составляйте, зачитывайте жалобы от жильцов на шум в ночное время – но не играйте в воображаемых украинцев (у них активное гражданское общество, у нас тоже будут возмущенные граждане). Помните, чем закончилось дело с Энтео и его кураторами. Помните, сколько трудов стоило... руководству разрулить чеченскую гражданскую активность, и до сих пор не разрулили толком. Понятно, почему зеленка хуже, чем поиски бомбы силами участкового и саперов из Управления Э? Потому что подрывает основы государственности, да. Не разводите хулиганов на бюджете, это никого еще до добра не доводило».
Власть это почему-то не понимает – может быть, потому, что не изучает, не знает историю, а воспринимает только героическое, отметая негатив? И по поводу нападения клоунов на школьников власть возмутилась только потому, что нападение было на школьников. На детей. А дети – ну… как бы… неприлично это! «Ряженные в форму солдат ВОВ кидали в детей яйцами и зеленкой» – ну и позоруха! К тому же дети приехали в Москву из разных городов России – вот она, столица нашей Родины, вот она, ее рожа! Вот она, современная история.
И это тоже современная история с сайта приморского отделения КПРФ:
«Во Владивостоке у мемориала подводной лодки С-56 члены КПРФ и ЛКСМ РФ, надев на себя плащ-палатки времен Великой Отечественной войны, провели акцию памяти тех, кто погиб во время войны и не дожил до 9 мая 1945 года. Коммунисты города в этот праздничный день подготовили к раздаче исторически победный выпуск газеты «Правды» от 9 мая 1945 года.
Огромным тиражом в городе Владивостоке разошлась историческая газета 1945 года, рядом с местом раздачи газеты был установлен ящик для сбора пожертвований, для установки в г. Владивостоке памятника руководителю в тяжелые годы войны Советским Союзом генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину. В результате после вскрытия ящика в нем насчитали более 10 000 рублей, пожертвованных жителями и гостями города на увековечение памяти, на установку памятника И.В. Сталину».
А теперь давайте о живых. Уж 71 год прошел после Победы, и который год наша власть объявляет, что оставшиеся в живых ветераны войны получат благоустроенные квартиры. Вот-вот получат! В этом году получат! Сколько лет прошло с этого обещания? То есть с первого раза, когда обещали? А вот, извольте:
7 мая 2008. Указ Президента РФ Медведева N714:
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов». Вступает в силу 7 мая 2008 г. 20 октября 2009.
Премьер–министр Путин:
«В течение 2010 года все ветераны – вне зависимости от того, встали они на очередь до 1 марта 2005 года или не встали, – всех мы должны будем обеспечить жильем».
12 ноября 2009. Президент Медведев в Послании Федеральному собранию напомнил об обязанности государства до мая 2010 года обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной.
19 января 2011. Премьр–министр Путин: Ветераны ВОВ получат жилье к 2012 году.
Май 2011.
Президент Медведев напомнил, что «еще два года назад (на самом деле три.), 7 мая 2008 года, подписал указ о том, чтобы дать всем ветеранам квартиры». «Я эти решения уже принял. Но очень обидно, что все, кто мог принять такие решения раньше, когда ветеранов было больше, что государство на них просто плевало», – сказал президент.
12 декабря 2012. Президент Путин. Послание Федеральному собранию:
«В 2013–2014 годах мы полностью выполним свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим и ветеранам».
29 апреля 2014.
Вице–премьер России Ольга Голодец. Селекторное совещание по вопросам подготовки к празднованию Дня Победы. «Все участники Великой Отечественной, которые стоят в очереди на жилье, должны получить его в кратчайшие сроки».
16 апреля 2015.
Президент Путин: «В настоящее время остаются еще 10 тыс. ветеранов, которых нужно обеспечить жильем. В этом году и следующем это будет сделано», — подчеркнул президент.
А пока сторонники владивостокских коммунистов собирают деньги на памятник Сталину. А что? Вот уж герой так герой! 27 миллионов ради Победы в землю уложил!
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото Филипа Киреева