КТО ВИНОВАТ В РАЗВАЛЕ ДОМОКРАТИЧЕСКОЙ КОАЛИЦИИ?
Да, она развалилась. Хоть и не до конца: на соплях еще держится. Почему она развалилась, кто это сделал?
Основоположник ленинизма говаривал в свое время: «Прежде чем объединяться – нужно размежеваться». Или что-то подобное. А я скажу: прежде чем смотреть, как и из-за чего (кого) демкоалиция развалилась, надо посмотреть, как она создавалась.
Сначала у несистемной оппозиции не было ничего. Поле полностью зачищено.
Потом Владимиру Рыжкову удалось отстоять в суде свою Республиканскую партию. То есть ее сначала ликвидировали по суду, а потом восстановили. Потом ее обновили, во главе встали Рыжков, Немцов и Касьянов, и партия стала называться ПАРНАС – партия народной свободы.
Потом наступило некоторое послабление в законе о партиях, и удалось еще несколько оппозиционных партий зарегистрировать. С переменным успехом, конечно. Навальному сначала удалось, потом у него стырили название партии, потом навальновцы переназвались – но уже все, Навальному – ни-ни. Он слишком много голосов набрал на выборах мэра Москвы, зачем же так рисковать.
Потом Немцов стал депутатом областного законодательного собрания – и ПАРНАС получил право выдвигать свой список в Думу, не собирая подписи. Потом Немцова убили, но право за ПАРНАСом осталось.
Потом в ПАРНАСе произошли определенные пертурбации – вычистили оттуда основателя партии Рыжкова.
А тут выборы вдруг приблизились. А лицензия на бесподписный список кандидатов – только у ПАРНАСа и Яблока.
Тут вдруг интеллигенция разразилась открытым письмом: демократы, объединяйтесь! Что ж вы пойдете на выборы разрозненными, в единстве наша сила! Ну и так далее.
Хотя, если честно, призыв объединить ПАРНАС и Яблоко – это призывы к проигрышу. Потому что 1) у этих партий разный электорат, т.к. разные программы и предпочтения и 2) для уже зарегистрированных партий объединиться – это уничтожить одну из партий и всем перетечь в оставшуюся – а кто ж на это безумие согласится, т.к. – см. про электорат и программы.
Тем не менее обе партии сказали, что готовы принять в свой список желающих…
Поскольку Яблоко – это старый монолит, мелкие партии оппозиционной направленности объединились на базе ПАРНАСа: Демократический выбор (Милов), Партия прогресса (Навальный), Либертарианская партия и Партия 5 декабря. Простите, не знаю генсеков последних двух партий. Собственно, это объединение действовало и в прошлом году, но осенью пять партий собрались и договорились о коалиции на сентябрьские выборы 2016 года.
Поскольку у ПАРНАСа лицензия на бесподписный список, Касьянов как генсек пожелал стать в списке первым. Ничего особенного, все так делают. Но Коалиция-то еще придумала себе праймериз, и Едро эту идею подхватила. То есть Едро и раньше подобным баловалась, но это было именно баловство и ни на что не влияло. На сей раз Едро решило привлечь к предварительным выборам население, дебаты устроило и везде это действо пропагандировало.
Коалиция решила устроить праймериз на сайте. Но Касьянов получал свое первое место просто так, в праймериз не участвуя. А еще два места – второе и третье – вне праймериз собирались отдать так называемым «паровозам». Только у оппозиции это должны быть не губернаторы, как у какого-нибудь Едра, а просто известные люди. Например, Макаревич и Шевчук. Если согласятся. Или Ирина Прохорова. Если согласится.
В общем, не слишком вдохновляющие планы. Что за интерес голосовать за четвертое-пятое-шестое и т.д. места? И что за манера приглашать известных людей паровозами?
Но Касьянов настаивал, а у него ведь лицензия! Не им добытая, но в данное время держатель ее – он. Так что остальные четыре партии согласились. При некоторых условиях. Во-первых, ПАРНАС делает сайт для голосования. Во-вторых… Касьянов, конечно, человек известный. Бывший премьер, между прочим.
С приставкой: Миша-2%. Приставку эту придумали противники, это такой был антипиар. Но, вздохнем, и вегетарианские же были времена: даже противники не придумали ничего ужаснее, чем два процента. Всего лишь! По нынешним временам, когда откаты достигают 50 процентов и больше, какая-то двушка – да это же сокровище!
В общем, несмотря на замечательные свойства и известность, Касьянов непопулярен. Это было главным препятствием. Но, сказал Касьянов, вы увидите другого Касьянова! Ну что ж. «Ельцин же тоже в 1996 году, в феврале, был непопулярным политиком, а потом ресурсы вон что сделали. У нас был перед глазами какой-то такой пример», – вспоминает Леонид Волков.
Но обратимся и к мнению Антона Носика: «По моему глубокому убеждению, в коалиционные партнерства может вступать кто угодно и с кем угодно... Но для успеха таких союзов необходимо совершенно четкое и безальтернативное, к тому же одинаковое, понимание всеми партнерами одной общей политической цели, которая составляет предмет объединения. Эта цель должна быть до такой степени проста и конкретна, что ее можно прямым текстом озвучить и избирателю, и партийному активу каждой из сторон.
Если общей политической цели нет, а есть только техническая (использовать существующую юридическую оболочку для участия в выборах, подстраиваясь под переменчивые особенности избирательного законодательства в текущем сезоне), то это изначально обреченная конфигурация. Тому из партнеров, который привносит в сделку свой электоральный ресурс, наносится репутационный вред с первого дня существования коалиции. А второму партнеру — техническому, владельцу юрлица — не удается получить от этого союза никаких выгод. В итоге одна сторона теряет очки, а другая ничего не приобретает».
Общая политическая цель вроде бы была – выборы. Или это не может быть общеполитической целью? Почему-то ведь существуют пять партий – помимо лидерский амбиций их генсеков, есть, вероятно, различия и более важные. Но есть и общее, что и позволило объединиться!
Даже в отсутствие телеэфиров (в телик вряд ли Касьянова пустят) есть варианты, о которых говорил Волков: «Написать книжку, ездить с презентациями, написать хороший доклад в интернете, выпустить видеоролики, устроить прямую линию, эфиры, делать это регулярно, по-другому общаться с людьми… Мы давали ему какие-то советы, он сам…
Хорошо, такой пример! У нас есть Кудрин. Или Алексашенко. Которые комментируют любую экономическую новость. Сами звонят на радио, пресс-служба связывается. И они дают умные комментарии про все хорошее против всего плохого. И их за это любят.
Касьянов был министром финансов в очень тяжелое время и премьер-министром. В личных разговорах я не раз убеждался: он реально крутейше сечет во всей этой экономической штуке! И вот то, о чем мы ему говорили.
В ноябре мы ему говорили: «Ходите на «Эхо» каждую неделю, вас там будут рады видеть. Давайте комментарии, комментируйте все! Правительство решило повысить там акциз или изменить что-то — вот комментарий Кудрина, вот комментарий Алексашенко, вот комментарий Глазьева, а ваши-то где? Их возьмут! Занимайтесь этим!» И за полгода такой работы можно было бы очень много чего сделать. Человек ведь реально умнейший и понимающий».
Ничего этого сделано не было.
И тут грянул фильм. Волков считает, что фильм вбросили раньше времени – чтобы переключить внимание от «панамских бумаг». Вот если бы его запустили 15 августа, когда выборы выходят на финишную прямую – была бы убита вся предвыборная агитация Коалиции. А сейчас – еще можно кое-что поправить.
Вообще-то у тех, кто сочувствует оппозиции, немедленно возник недоуменный вопрос: вы что, дети? Вы что, не знаете, что за вами следят, когда вы оступитесь, и даже специально провоцируют? Уже были ведь случаи! Что, не могли поберечься? Или ладно уж, приспичило тебе трахнуть девицу – так хотя бы рот на замке держи и ей заповедай молчать! Нет, не в коня корм…
Проблема, конечно, не в постельной сцене – у нас к этому относятся более снисходительно, чем на Западе. Проблема в саундтреке, то есть в разговорах, которые сцену сопровождают. Сладкая парочка обсуждают партнеров по Коалиции и говорят о них всякие гадости…
Конечно, многие сплетничают за спиной коллег, но тут уж действительно – следует язык придержать… Никто же не застрахован. Кирилл Шулика из Демвыбора (тоже в коалиции) на вопрос, а если бы про него сняли фильм, ответил: «Я с девушками в постели никогда не говорил о политике. Снимут порно, скажу: да, я, завидуйте мне, смотрите, с какой девушкой. А некоторые с мужиками спят. Саундтрека не было бы».
Кстати, это не первые разговоры, ставшие достоянием гласности. Несколько лет назад в такую же ситуацию попал и Немцов. Правда, беседовал он не с девицей и не в постели, а с партнерами, но много нелицеприятного говорил о коллегах. После обнародование приватных разговоров Немцов посчитал нужным обзвонить всех, о ком говорил (и даже если не говорил) плохо и извинился. Конфликт был исчерпан, никто о нем и не вспоминает.
Здесь все получилось иначе. И дело не только в фильме – и даже не столько в фильме. Конечно, сам факт появления этого фильма – нарушение закона, вмешательство в личную жизнь и так далее. Но где обещанный «другой Касьянов»? Почему сайт работает из рук вон плохо? На нем очень сложно зарегистрироваться, с первого раза практически невозможно. А как голосовать? Как же праймериз?
Это самое главное. Как написал Альфред Кох: «Ребята! Это апрель! За пять месяцев до выборов! У них конь не валялся! Нет программы. Нет списка. Нет медиа-плана. Нет бюджета. А лидер оппозиции уехал в Италию отдохнуть. Вы когда-нибудь такое видели?»
Видели, видели. Только не перед выборами, а после. Протесты 2011 года. Они как раз перед Новым Годом начались. А потом собственно Новый Год, праздники… и протестующие разъехались отдыхать, чем повергли публику в изумление. Так что традиция у нас такая…
Апрель уже заканчивался. 28 апреля Демкоалиция собралась в последний раз. Пять партий. ПАРНАСу предъявили пять предложений. Все пять предложений ПАРНАС отверг. Вето наложил.
Ну нет – так нет.
Партия Прогресса и Демвыбор из коалиции вышли. То есть вышли Навальный и Милов, но уточнили, что все равно считают ПАРНАС партнером, а не противником, и если кто-то из партийцев хочет баллотироваться от ПАРНАСа – пускай. Вот из официального заявления Партии Прогресса под названием «Чтобы победить эту власть, надо быть лучше нее»:
«В этих условиях Партия Прогресса вынуждена заявить о своем неучастии в партийном списке ПАРНАС. Члены партии могут самостоятельно принимать решения о личном участии в праймериз и выдвижении по одномандатным округам. Мы продолжаем рассматривать партию ПАРНАС и другие партии, входившие и входящие в коалицию, как своих политических союзников».
Нет, не скажу, что Навальный в этой ситуации безупречен. Но он придерживается того положения, что политика – искусство возможного. Партия идет на выборы, чтобы победить. Если партнеры тянут ее вниз – следует от партнеров избавиться.
А вот как обратился к Михаилу Касьянову его давний знакомый Альфред Кох, в выборах не участвующий:
«Дорогой Миша! При всем уважении и при всей симпатии. Немцовский мандат (т.е. право баллотироваться в Думу без сбора подписей) – это достояние всей оппозиции, а не твоя собственность. В конце концов, пока ты прохлаждался во всеразличных Санкт-Морицах и Куршевелях с Антибами, Немцов на нарах парился с Навальным и Яшиным. С ними, а не с тобой. И первым на мосту после его убийства оказался не ты. И денег для памятника на его могилу ты никому не предложил. И даже не озаботился его установкой. Но зато красиво плакал на его открытии. И детям его не помог. Но мандат – заграбастал. Это нехорошо. Это не делает тебе чести. А знаешь, почему это не делает тебе чести? Потому, что это не честно».
Действительно, прав был основоположник ленинизма: прежде чем объединяться – нужно размежеваться.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото vedomosti.ru