Пришел я сегодня к 13.30 на Чеховскую, думал, что буду долго ждать, как в прошлом году на митинге вскоре после убийства на Немцовом мосту.
Удачно вышел из-под земли и почти сразу прошел рамку без очереди и проблем, с собой оставил лишь необходимый минимум – паспорт, телефон, ключ от машины и немного денег. Мне предложили триколор и я не стал отказываться, прошел метров на сто и остановился, плотность толпы увеличилась, а впереди явно просматривался стопор движения и большая плотность. Хотел постоять в относительно комфортных условиях.
Над толпой на небольшой высоте барражировал полицейский вертолет, запугивая людей и глуша кричалки толпы про Путина – вора, Кадырова – позор России и «Не забудем! Не простим!». Мне вот интересно, летать даже небольшим квадрокоптерам над городом нельзя в целях безопасности населения, а куда менее надежному вертолету в стране с самой большой аварийностью летательных аппаратов в мире можно. Типа, нас не жалко?
Тут мое внимание обращают на то, что мы не одни, мы – правая колонна, а слева по бульвару собирается точно такая же толпа людей, только без флагов: организаторы упустили наличие второй стороны этого митинга и всю агитацию сосредоточили справа.
Потом несколько раз колонны сходились, и люди слева говорили, что наша часть митинга лучше подготовилась, нет, это небольшой просчет инициаторов процесса. Некоторое количество флагов в итоге появилось и слева, а на проспекте Сахарова обе колонны слились в одно целое.
Вскоре передо мной разместились ребята с флагами Партии Прогресса. Мимо скользили флаги Солидарности, их было больше всего, Яблока, тоже порядочно, Фэйсбука – один, Партии 5 декабря – один, Парнаса, тоже достаточно много и где-то во главе колонны. Еще присутствовали несколько непонятных полотнищ и пара украинских жовто-блокидных флагов. Больше всего было триколоров.
Справа от нас по тротуару прошествовал Касьянов. Именно прошествовал, так ходят цари, величественно плывя в воздухе через толпу. Когда его узнавали и здоровались, он улыбался, снисходительно кивал в ответ, если долго никто не здоровался, лицо принимало слегка растерянный вид. Седой он весь, смотрится старше, чем по телевизору. Прошел он куда-то вперед, в колонну Парнаса, в ВИП-ряд.
Вскоре к нам подошел Навальный со свитой, тут же образовалась большая толпа журналистов, соратников и просто желающих послушать, задать вопрос и посмотреть. Навальный светился от счастья и излучал полную уверенность в своем деле и выбранном пути, улыбался нормальной человеческой улыбкой, а не специальной улыбкой политика, желающего понравиться пиплу.
Перед Навальным нарисовался Варламов, держащий в пяти руках одиннадцать гаджетов. Я его раньше вживую не видел и мне он показался то ли страшно уставшим, то ли больным одновременно пятью-семью ужасными и неизлечимыми болезнями. Иногда он тоже улыбался каким-то словам Навального, но это были улыбки, которые надо было надеть обязательно ввиду сложившейся ситуации.
Толпа вокруг Навального росла, оттесняя меня все дальше, я так ничего и не услышал из его гениальных слов, только некоторые звуки и интонации. Вокруг были еще какие-то знакомые лица, но утверждать, что это именно те, на кого я подумал, не буду, ибо эти персонажи были видены мной только на мониторах, а вживую человек часто не похож на свое изображение.
Задние ряды поднимали свои смартфоны, фото – и видеокамеры над головами и снимали Навального, глядя на него на экранах своих гаджетов. Если бы шествие не началось, думаю, все бы собрались вокруг Нашего Нового Бога и его соратников.
Двинулись, и тут же активизировались скандирующие лозунги граждане. Редко это находило живой отклик у толпы, в основном все ограничивалось несколькими активистами, идущими несколькими группами в трех-четырех местах, доступных моему уху.
По краям стояли полицейские, дружинники, омоновцы, хрензнаеткто в непонятной форме. Похоже, мобилизовали большие силы, а хватило бы и пары десятков чоповцев, ибо люди собрались мирные, не в пример патриотам Путина из южных регионов.
Меня порадовало большое количество пожилых и старых участников шествия. Поверьте мне, отстоять несколько часов и пройти этот путь не так просто молодому и здоровому человеку, а этим людям сделать это было трудно вдвойне. Причем, мы привыкли считать их электоратом Зюганова. Низкий поклон им за их сегодняшний нелегкий труд.
Специально шел быстрее, чем средняя скорость колонны. Оставил позади себя Навального и его партию, обогнал Яблоко, потом Солидарность, но так и не догнал Парнас, несколько раз останавливался на подъеме после Цветного бульвара, чтобы оглянуться. Нас реально было очень много, хвоста нашей части шествия с верхушки этого подъема не было видно. Но левая колонна была не такая многочисленная.
Полицейские-срочники активно сэлфились на фоне митинга и горячо обсуждали срочность выкладывания результата в Инстаграм. С высоты ремонтируемого храма радостно махали рабочие, участники шествия больше шутили и улыбались. Подполковники полиции весело переговаривались с майорами, светило солнышко, год назад атмосфера была на пару порядков напряженнее. После смерти Немцова по ТВ перестали нагнетать истерию про пятую колонну и нацпредателей, градус ненависти явно понизился.
Видел чешское телевидение, словацкое, Звезду, много групп без опознавательных знаков, гигантское количество блоггеров, эфэсбэшника с камерой, и каждый снимал еще и на свои устройства. Наверняка, я есть во всех ведущих блогах.
Несколько раз движение останавливалось, перед проспектом Сахарова собрались с силами и пошли вперед, вдали висел вертолет, явно снимая нас через уменьшительную линзу. Дошли до края и распались на группки, тут встретился дающий кому-то интервью Гудков, снова мелькнул вусмерть уставший (смертельно больной) Варламов, и все.
Пошел налево, к Сухаревской по внутренней стороне Садового кольца. Это была очень показательная прогулка: полностью расхреначенная к чертям собачьим плитка, сразу вспомнился тезис Собянина, что плитка лежит на тротуаре 25 лет, а асфальт 15. Хрен там, асфальт лежит красивый и ровный, а плитка уже сдохла, причем, и цементная, и гранитная.
Доехал до Меги, читаю, что нас было всего 7,5 тысяч человек по подсчетам полиции (я же говорил – снимают через уменьшительное стекло), 24 тысячи по Белому счетчику и 100 тысяч по данным организаторов. Склоняюсь к 24 тысячам, даже чуть больше; 7,5 тысяч – это, скорее всего, количество присутствовавших силовиков, насчет 100 тысяч не уверен, я не видел всю процессию.
Немцов. Итоги.
Рад, что при практическом отсутствии рекламы события и запугивания потенциальных участников, собралось так много тех, кто не боится Путина и его нукеров. Пусть земля Немцову будет пухом!
katin_andrey ЖЖ.
Фото Ильи Варламова.