фото

С Крымом, если кто не понял, большая возня. То есть с Крымом проблемы, а вокруг проблем – возня.

Крым, если кто опять-таки не понял, остров. В составе Украины это был полуостров, а в составе России – остров. А всякий остров – это проблемы.

Например, электричество.

Полуостров снабжала электричеством Украина – своего в Крыму не хватало. Остров… тоже, в основном, Украина… Но началось бухтение в Украине: а с какой стати мы продолжаем заботиться о Крыме? Крым ваш – вот вы и снабжайте! А, договор есть? А что за лажа в договоре написана? Кто из наших подписал, что Крым – это Россия? По международным законам Крым – Украина! Или переписывайте договор, или нефиг!

И вот осенью некие лихие люди с украинской стороны подорвали опоры ЛЭП, через которые питался Крым… И Крым погас. То есть совсем погас, на спутниковых снимках на месте Крыма – темное пятно…

И тут наши мысли должны идти по двум направлениям. Первое – украинское: у нас бы подрывников резво назвали террористами, арестовали, задержали, посадили, осудили… ну и так далее. Там, у них, тоже сначала вякнули о терроризме и даже наслали их ОМОН – «Беркутом» он зовется вроде бы. Но народ очень активно возмутился, а у них с почтением относятся к возмущению народа (после того, как возмущение народа полтора года назад снесло прежнего президента), и разговоры о терроризме увяли. Подрывники остались рядом с подорванными опорами – а может, их заменили товарищи… В общем, долгое время ЛЭП не восстанавливали под разговоры «вот-вот, щас, минуточку, секундочку, еще немного, уже почти, скоро будет…»

Это их, украинское направление мыслей. Что касается российского, то первая здравая мысль такая: Крымнаш уже полтора года – и за это время ничего не сделано для обеспечение его российским электричеством? Когда-то давно попалось мне такое рассуждение: собака, которой удалось вырвать клок кошачьей шерсти, не думает, что кошка и после этого будет относиться к ней по-прежнему дружески. Очень разумная собака! А что насчет России?

Ну, как выяснилось осенью прошлого года, Россия – это вам не какая-то там разумная собака. Почему-то она решила, что Украина будет по-прежнему относиться дружески и соблюдать договоры, несмотря на то что Россия договоры не соблюдает.

В общем, блэкаут оказался неожиданностью для россиян (крымчане – тоже россияне, мы в этом не сомневаемся). Размах неожиданности можно оценить только по одному факту, а именно по расстоянию: у нас, во Владивостоке, на ТЭЦ-1 демонтировали газовый генератор, оставшийся после саммита АТЭС 2012 года, и переправили в Крым.

Потом в Крым протянули вроде бы ветку или две так называемого энергомоста. Попросту кабель по дну. И сам Путин этот неочередной энергомост открывал. Или вилку втыкал. В общем, что-то такое.

Не то чтобы с электричеством стало намного лучше. К тому времени, кстати, некоторые опоры на украинской стороне восстановили. В Крыму появились графики отключения электроэнергии. В Украине возобновились разговоры о договоре с неправильной принадлежностью Крыма.

В общем, ситуация могла бы продолжаться еще долго в стадии разговоров-пересудов-переговоров-рассуждений… Если бы не решительный человек, который не стесняется прикрыться мирными жителями. Ну вы помните, еще в самом начале, еще перед Крымнашем, он говорил, что мы выставим перед нашими воинами женщин и детей – и пускай они попробуют стрелять в них. То есть он имел в виду, что если противники будут стрелять в женщин и детей, то мировое сообщество их осудит. А на самом деле мировое сообщество осудило намерение выставить заслоном для войск женщин и детей, поскольку это тактика террористов…

фотоВпрочем, не будем предполагать, а обратимся к данным информагентств. А они говорят следующее: «В четверг, 31 декабря, Владимир Путин поручил ВЦИОМ провести в Крыму опрос. Президент попросил узнать, готовы ли жители полуострова потерпеть временные перебои со светом. Также социологи спрашивали мнение крымчан о подписании контракта на поставку электричества из Украины при условии стороны-поставщика: Украина попросила обозначить в документе Крым и Севастополь украинской территорией».

Как-то невнятно говорят информагентства. Возможно, потому, что само мероприятие было, мягко говоря, сомнительным. Опрос по типу референдума. Но референдумы в России фактически запрещены, да и опасны – мало ли что народец ответит! А вот соцопрос – с него взятки гладки. Не всех спрашиваю, а так себе – телефонный звонок по случайной выборке. А по ответам одной-двух тысяч опрошенных судят о мнении миллионов.

Дальше – следите за руками. Поручение Путин дал в четверг, 31 декабря. А чего ж, рабочий день! Наследие советского прошлого, когда в последний день года старались догнать план до нужных цифр. Сейчас вроде и планов никаких нет, и о соцобязательствах никто не помнит, а поди ж ты – рабочий день.

В общем, Путин в последний и, честно говоря, неполноценный рабочий день года дал ВЦИОМу поручение опросить крымчан насчет электричества. И 1 января ВЦИОМ отчитался о выполненном задании!

То есть опрашивали крымчан по телефону (проводному) с 14 до 19:00 31 декабря и с 10:30 до 15:00 1 января. Странная торопливость. Странные вопросы. Странно вообще обращение к населению, которое не разбирается в опорах, проводах, кабелях, мегаваттах и так далее. И почему на Новый год? Почему в то время, когда публика строгает салаты и отходит от перемены дат?

Опрос под оливье со свечами. Потому что электричества – да, не было.

«По результатам опроса 93,1% выступили против признания Крыма частью Украины, поддержали предложение 6,2%. 94% жителей полуострова сказали, что готовы ко временным трудностям с электроснабжением в течение ближайших 3-4 месяцев, если контракт с Украиной на нынешних условиях не будет подписан. Не поддержали условие 5,4% опрошенных». Цитата, цитата, потому что не желаю отвечать ни за одну из озвученных цифр-результатов. Не хочу брать на себя ответственность.

ВЦИОМ готов отвечать за это феерическое электрическое шоу? Ну и флаг ему в руки, электричку навстречу.

Разумеется, население (материковой России) восприняли стремительный опрос крайне скептически, а поскольку праздники способствуют шуткам юмора, не поскупились и на них. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров почему-то обиделся и разразился в Фейсбуке длинной отповедью. Вот часть его текста:

«1. Можно ли верить опросам людей, сидящим за новогодним столом, а то и лежащим мордой в салате? – не знаю. Наш опрос проходил с 14 до 19:00 31 декабря и с 10:30 до 15:00 1 января. Пьяных и мычащих респондентов – не зафиксировано.

2. Можно ли верить опросам, проводить которые поручил Путин? – Можно. Даже тем, которые Обама поручил проводить. Или Эрдоган. Не важно, кто поручает – важно, КТО проводит. Так что на кон мы ставим свою репутацию. Доверяете нам – верьте и этому опросу. Нет – идите дальше и не морочьте себе и другим голову.

фото3. Можно ли на основании опроса 3.000 крымчан говорить за весь Крым? – Можно. Даже на основании опроса 1.000 можно. Важно не сколько опрашивать, а как. Мы знаем, как. И наши коллеги, вне зависимости от убеждений, знают. А вы, скорее всего, не знаете. Так что, опять-таки, не морочьте себе и другим голову. Признайте за профессионалами право знать то, чего не знаете вы. Или учите свою жену щи варить.

4. А если опрос проводить не в новый год, он может дать другие результаты? Может. Но скорее всего, даст те же самые результаты. Тут важно не время опроса, а дилемма, которая стоит перед Крымом: терпеть перебои до 1 мая, пока полностью заработает энергомост, или согласиться с признанием Крыма украинским. А крымчане свой выбор сделали, и что бы вы там себе не думали, его не переменят».

Послушайте, а он точно профессионал? И в какой профессии?

В общем, результаты опроса, можно сказать, развязали Путину руки. Теперь он может не подписывать с Украиной никакие договоры по снабжению Крыма электричеством – ему народ разрешил! А народ пусть терпит. Зима в Крыму мягкая, сейчас за бортом минус 12 цельсия. Отопление в домах появляется и исчезает вместе с электричеством, так что в послеоперационной палате в больничке – плюс 11. В домах детей спать кладут не раздевая, они кашляют и сопливят.

Ничего. Сами решили. Что захотели – то и получили. Терпи! Закаляйся, как сталь!

Марина ЗАВАДСКАЯ.

фото: «Левый берег».