...Изначально стихийный, однако постепенно становящийся организованным, протест дальнобойщиков – это протест социально-экономический. Его мотивация проста, сильна и конкретна.
Псковские грузоперевозчики передали нам свои расчеты, произведенные для пробега грузового автомобиля 50 тысяч км в год. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся грузоперевозками, сейчас платят 3 налога:
1) единый налог на вмененный доход,
2) транспортный налог и
3) акцизы, входящие в стоимость ГСМ.
Эти платежи поглощают около трети всего годового дохода предпринимателя. ГСМ (не считая собственно акцизов), текущий ремонт и комплектация автомобилей забирают около 50% доходов. После всех расходов у предпринимателя остается около 15% заработанных средств, это около 185 тысяч рублей в год – собственно на жизнь, 15 417 руб. в месяц.
На часть этих более чем скромных денег теперь претендует свежеурожденный «Платон» в лице частной компании ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», у которой оказались очень правильные родители с родственной Владимиру Путину раздражающей фамилией.
Российское государство ворует на всем, на чем может, и притягивает к себе тех, кто намерен воровать с его помощью, делясь награбленным. Воровство на строительстве и ремонте дорог – отдельная тема. Средства на ремонт дорог всех категорий два года назад заложили в акцизы и торжественно объявили: теперь дорожные фонды будут наполнены.
Но тут же предоставили колоссальные льготы по уплате акцизов родственно близким президенту нефтяным и газовым компаниям. А тут еще падение цен на нефть. В итоге средств в дорожных фондах не прибавилось, а убавилось.
Когда вводили дополнительный «дорожный акциз», обещали отменить транспортный налог. Обманули. Не отменили. Все равно денег не хватило. Не на дороги (на них всегда не хватало) – на карман не хватило.
И тут появился «Платон». Уверен, что авторы проекта совершенно не думали о возможном социальном протесте. Какой протест, если после многократного понижения заработных плат во всех отраслях бюджетной сферы до официального уровня бедности число протестующих по всей стране исчисляется только тысячами, а 99% пострадавших утираются и молчат, опасаясь потерять последнее?
Российские власти давно и с презрением считают людей терпилами.
Фактически с введением «Платона» власти де-факто объявили все федеральные трассы России (протяженностью 50 744 км) платными, в нарушение законодательства о платных дорогах. А сбор платы (по существу – государственного налога) за проезд правительство РФ без конкурса, чтобы избежать даже символических рисков, отдало в частные руки – прикормленной первым лицом семье олигархов, начало которой лежит в спортивном зале, где отец семейства Аркадий Ротенберг учил молодого Владимира Путина приемам дзюдо и был его спарринг-партнером.
По существу «Платон» и стал таким приемом дзюдо по отношению к целому классу предпринимателей. Предполагалось, что этим приемом они будут положены на лопатки и станут платить – возможно, не безропотно, но станут. Ожидания покорности не оправдались – люди не покорились «Платону». После протестов начала ноября правительство бросило водителям подачку – снизило платежи на период с ноября по февраль до 1,53 руб. за каждый км (с 3,73 руб.) и временно приостановило взимание штрафов.
Была применена классическая схема удушающего приема в дзюдо – парализовав противника, дать ему вздохнуть, не отрывая лопатки от пола, чтобы тот заявил о капитуляции. По такой же схеме были задушены почти в зародыше все массовые протесты 2000-х годов: против монетизации социальных льгот, нормативно-подушевого финансирования учреждений образования, здравоохранения и культуры, капитального ремонта многовартирных домов за счет собственников жилья. Удар – шок – протест – небольшие поблажки – смирение, покорность.
Но протест дальнобойщиков после брошенной им подачки не утих. Дальнобойщики начали протест подчеркнуто аполитично. Все обращения – лично к президенту, с надеждой и доверием, с просьбой разобраться и остановить грабеж.
Президент молчит. Молчат подконтрольные ему телеканалы. Уничижительно высказываются подчиненные ему чиновники. Это и есть на самом деле ответ президента.
Но люди пока не верят этому. Основная акция протеста («марш на Москву») намечена дальнобойщиками на 3 декабря. Хотели начать марш 29-30 ноября, но не получилось – машины оказались заблокированы полицией на трассах, у водителей по ложным основаниям отнимали права (в том числе у трезвых людей за якобы «вождение в пьяном виде»), задерживали, составляли протоколы.
То есть делали все то же самое, что привыкли делать по отношению к политическим несогласным. Которых мало кто видит и слышит. Тем более – мало кто сочувствует. Оскал репрессивного аппарата власти повернулся в сторону пока политически лояльных, но экономически и социально ущемленных граждан. И тем самым постепенно заставляет их думать о главном – о политике, о власти, о правах и свободах человека и гражданина.
Протесты дальнобойщиков начинались с возгласов: «Путин, помоги! Путин, защити!» Теперь эти возгласы постепенно стихают. Им на смену приходит простое, как удар в спину, понимание того, что «Платон» – это Путин.
Лев Шлосберг,
сокращенный для ЖЖ вариант статьи в газете
«Псковская губерния»