У России немалое количество военных баз, доставшихся в наследие от СССР. Сведения о них можно без труда найти в открытых источниках. В последние дни во всем мире на слуху две наши военные базы – одна в сирийском порту Тартус, другая – в Таджикистане.
БАШАР АСАД – ШАНС СОХРАНИТЬ ВОЕННУЮ БАЗУ
В сирийском порту Тартус сегодня находится единственная российская военная база в дальнем зарубежье, единственный в Средиземном море пункт базирования российских боевых кораблей. Эта база создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море — в первую очередь ремонта кораблей и судов 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом и расходными материалами.
В 1991 году Средиземноморская эскадра прекратила свое существование, с тех пор осуществлялись лишь разовые походы кораблей ВМФ России в Средиземное море. Но база сохранилась, и, хотя средиземноморского флота в России сегодня нет, зато очевидны все признаки реваншистского замаха в этом направлении. Похоже, нынешняя власть решила одним махом вернуться к военному способу «дружить против всех» времен холодной войны.
И планы построить свой средиземноморский флот просматриваются в ее действиях, при том еще и в ускоренном темпе. Иначе, зачем же такая стремительная операция в Крыму? Потому что украинский Майдан грозил убрать оттуданаш Черноморский? А сирийская революция грозит убрать из Тартуса нашу военную базу. Суть та же, но время сдвинулось.
Черноморский флот в Крыму остался за Россией ценою создания военного хаоса на юге Украины, отвлекшего международное сообщество от болевой точки – Крыма. Вместо Крыма появилась болевая точка в Донецкой и Луганской областях.
Черноморскому флоту угроза миновала, и лугодонская проблема надоела нашей власти, и она, оставив ее самим «утопающим», устремилась спасать свою военную базу в Сирии. Гарант этого спасения – Башар Асад.
Если Майдан был пусковым моментом и неприкрытым поводом для захвата Крыма, то запрещенная в России террористическая группировка «ИГИЛ», с моей точки зрения, напротив, стала прикрытием для истинного повода вторжения в Сирию – сохранения военной базы в Средиземном море. А держать там военный флот, пусть даже воображаемый, без ремонтно-технической базы невозможно.
Ну и вторая составляющая – сам Асад. В случае свержения его военным путем, после ужасных насильственных смертей диктаторов Каддафи и Садама Хусейна, Путину ничего хорошего сниться не будет!
Что даст россиянам война в Сирии? А что дала советским гражданам война в Афганистане кроме «ГРУЗА-200» и наркотрафика? Как живут ее искалеченные жертвы, а также матери, дети, вдовы погибших? Хотя ничего не получили и семьи погибших во Вторую мировую войну, но семьи погибших могут хотя бы с гордостью сказать: «Мой сын, муж, отец погиб за победу над фашизмом».
Что касается войн на юге Украины и в Сирии, то здесь вообще вопрос не в том, что могут сказать сами семьи погибших. Здесь куда подлее все, здесь вопрос в том, что скажут военные бонзы семьям этих погибших на Украине и в Сирии о гибели их сынов, отцов, мужей… Цена жизни здесь – вопрос изворотливости военных эмиссаров.
Нам объясняют, что на войну в Сирии ничего вообще не тратится, потому как испытание нового вооружения идет прямиком в боевых действиях в Сирии вместо учебных на полигонах. Это интересное объяснение. Выходит, можно начать палить и бомбить по Сирии, минуя военные учения? И откуда тогда будешь знать, куда целишься?
Недавно мне одна дама объясняла пользу войны в Сирии. Пришлось ее перебить и спросить, а как насчет того, чтобы ее сын, который откосил от армии, там воевал? На что она мне ответила: «Ой, хватит про политику, посмотри, какое небо красивое!» При этом окно, через которое она приглашала меня любовалась небом, было чрезвычайно грязное. Грязное, как путинская пропаганда для слабовидящих: все хорошо, воюют не на нашей территории и не с моим изуродованным сыном придет «ГРУЗ – 200».
ВОЕННАЯ БАЗА В ОБМЕН НА КВОТЫ ДЛЯ МИГРАНТОВ?
В Таджикистане находится российская военная база, основу которой составила 201-я дивизия – одно из самых боеспособных соединений Вооруженных Сил России. Договор о статусе и условиях пребывания был ратифицирован в 2004 году во время визита в Таджикистан Владимира Путина. На эту дивизию была возложена нормализация обстановки на таджикско-афганской границе.
Численность базы – около семи тысяч военнослужащих. В ее составе три мотострелковых полка, самоходный артиллерийский полк, зенитный ракетный полк, отдельный дивизион установок системы залпового огня «Град», а также авиагруппа в составе семи боевых вертолетов. Данная база является самым крупным воинским соединением России за ее пределами. Имеется оптико-электронный комплекс контроля космического пространства «Нурек».
И вот недавно произошел инцидент, на первый взгляд, никакого отношения не имеющий к российской базе в Таджикистане – смерть таджикского младенца в России возмутила все таджикское общество. История пятимесячного Умарали Назарова, сына таджикских трудовых мигрантов, скончавшегося в Петербурге спустя сутки после того, как он был изъят у родителей российскими полицейскими, вызвала в Таджикистане огромный общественный резонанс. Тысячи таджикских интернет-пользователей призвали официальный Душанбе выразить решительный протест против действий российских полицейских и потребовали от таджикских властей добиться наказания виновных в смерти ребенка.
Номер таджикской газеты «ИмрузNews» был окрашен в черный цвет в знак траура по погибшему мальчику. В статье под названием «Осуждаем. Россия должна ответить за смерть пятимесячного Умара Назарова» смерть ребенка назвали трагедией всех таджиков, а не только отдельно взятой семьи.
Таджикские журналисты призвали Душанбе предпринять меры для поиска альтернативных стран, куда могли бы выезжать на заработки мигранты из Таджикистана, чтобы значительно сократить число таджиков в России.
Пятимесячный Умарали Назаров скончался при невыясненных обстоятельствах в ночь на 14 октября, после того как был изъят в отделении полиции УМВД по Адмиралтейскому району Петербурга у своей матери – 21-летней Зарины Юнусовой, задержанной за нарушение миграционного законодательства.
Женщину поместили в камеру временного содержания, отобрав у нее малыша и оштрафовав на 5 тысяч рублей, приняли решение о выдворении ее из России. По словам родных Зарины Юнусовой, она пыталась найти своего сына, однако в отделении полиции адрес медицинского центра, куда был доставлен малыш, ей не назвали. А спустя сутки родителям сообщили о смерти их первенца.
Со стороны общества обвиняется и таджикская сторона в наплевательском отношение МИД Таджикистана, миграционной службы и таджикского посольства в Москве к своим гражданам. «Ежегодно тысячи грузов-200 отправляют из России в Таджикистан, и Душанбе молчит. Если бы таджикские чиновники реагировали на каждый трагический случай с гражданами страны в России, отношение бы изменилось.
Однако сегодня таджикский мигрант – это, по сути, бесправный раб, не защищенный своим государством», – говорит известная таджикская правозащитница Файзиниссо Вохидова.
МИД Таджикистана и посольство страны в Москве направили ноту российским коллегам с просьбой содействовать в проведении объективного расследования этого трагического случая. Но тон этой таджикской ноты возмутил многих правозащитников:
«Текст ноты, отправленный таджикскими госслужбами, несерьезен и смешон. Они просят тщательной проверки. Не надо просить, надо требовать. Пока каждый гражданин Таджикистана за пределами страны не будет находиться под реальной защитой своего государства, так и будут убивать, истязать, эксплуатировать», – заявила Файзиниссо Вохидова.
«Скорее всего, родителей признают виновными в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и осудят с отбыванием срока наказания в Таджикистане», – пишет Умед Джайхони, пользователь социальной сети «Фейсбук».
«Убить и обвинить, из потерпевших превратить в подсудимых, – это в стиле российского суда, это норма, это безумие!» – возмущается Зулайхо Нажмидинова.
«Вот и результат нашего терпения и молчания... Как обычно, мы все свои проблемы у себя дома обсуждаем, и это все, на что мы способны... Нужно и необходимо все это выносить на международную арену. Нужно показать всему миру отношение к мигрантам в России. Показать положение трудовых мигрантов, которое не лучше положения тех же сирийских беженцев. Не нужен нам такой стратегический партнер, не нужны такие союзники, которые наших детей убивают!!!» – пишет интернет-пользователь Хайри Гиесов.
Российские следователи возбудили уголовное дело по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). По официальной версии: «Мужчина и женщина с ребенком были доставлены в 1-й отдел полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, откуда мальчик врачами скорой помощи был перемещен в Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина», – говорится в официальном заявлении СК России.
По предварительным данным российских врачей, ребенок умер от острой респираторной вирусной инфекции. Однако его родители утверждают, что малыш был абсолютно здоров. У российской стороны имеются претензии к родителям умершего мальчика, которые могли быть виновны в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
«Похожее изъятие уже было в Санкт-Петербурге. В начале апреля стараниями таджикских организаций дети были вызволены в течение несколько дней. Одному ребенку был год, второму три. Самое интересное, что папу не выдворили, а вот мать выдворили. Один и тот же суд, правда, разные судьи, и разница между судами в три дня.
Куда только бедные родители ни обращались, но почетный таджикский консул в Санкт-Петербурге попросил с них 6000 рублей за три справки о возвращении на родину», – отмечает Каримджон Еров, президент российского некоммерческого партнерства «ЭТМОС».
Правозащитные организации сообщают о многочисленных фактах нарушения прав таджикских трудовых мигрантов в России. По их данным ежегодно число пропавших без вести таджикских мигрантов составляет 150-200 человек в России, количество отправленных в Таджикистан грузов – 200 остается неизменным – от 300 до 600 гробов таджикских трудовых мигрантов.
Таджики умирают от болезней, несчастных случаев и убийств, в том числе и от рук российских ультранационалистов.
Все чаще мигранты по возвращении на родину стараются оплатить учебу своих детей в школах, где изучается английский язык, чтобы потом у ребенка была возможность выезда за рубеж, в европейские государства.
По данным ФМС, в России трудится около миллиона таджикских граждан. Число трудоспособных жителей Таджикистана составляет около 4 миллионов человек.
Положение таджикских трудовых мигрантов значительно осложнилось после принятия российскими властями новых миграционных правил и начала экономического спада в России. Как только заработали новые поправки, 325 тысяч таджиков были лишены права въезда в Россию за нарушения правил пребывания в стране.
А сами таджикские власти не могут обеспечить работой большинство мигрантов, поэтому официальный Душанбе пытается добиться от Москвы миграционной амнистии сотен тысяч таджиков, которым запрещен въезд в Россию, и реальных миграционных льгот для граждан их страны.
По сообщениям некоторых источников, обе стороны договорились по этому вопросу в обмен на соглашение о пребывании в Таджикистане российской военной базы. Вот так неожиданно смерть малыша высветила связь между российской военной базой и трудовыми мигрантами из Таджикистана.
Таджики возмутились против российского произвола. А для нас все действия власти – норма. Норма – война на Украине и в Сирии, норма – содержание дорогостоящих военных баз, норма – утопающие в роскоши сердюковы, шойгу, васильевы, норма – урезание бюджета на здравоохранение, образование, культуру, пенсии в пользу сохранения военного бюджета. И при этом, никто на нас не нападает, но нам говорят, что мы обороняемся?! Мы в норме?
ВОЕННЫЕ БАЗЫ РОССИИ
В открытых источниках нетрудно найти сведения о наших военных базах.
Азербайджан.
Габалинская РЛС, расположенная в районе поселка Зараган Габалинского района Азербайджана, считается самой крупной в мире. Она была построена в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР и способна контролировать обстановку на расстоянии порядка 6 тысяч километров от места своего расположения.
Она контролирует территории Ирана, Турции, Китая, Пакистана, Индии, Ирака, Австралии, а также большую часть африканских стран, островов Индийского и Атлантического океанов. Цена аренды – $7 млн.
Источники http: – //www.regnum.ru/news/1069205.html, www.aif.ru/archive/1663389, www.rosbalt.ru/main/2007/08/28/409070.html.
Армения:
Вооенная база была сформирована в городе Гюмри. Задачи группировки российских войск в Армении – прикрытие южного фланга России и обеспечение защиты Армении как участника Договора о коллективной безопасности. В состав российской группировки в Армении также входят 3624-я авиабаза (Эребуни, 18 истребителей МиГ-29) и 700-й пункт наведения авиации.
На вооружении 102-й базы до 100 танков, около 300 бронемашин, артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы разных типов. Численность личного состава – около 4000 человек.
Источник http://www.regnum.ru/news/1069205.html
Белоруссия.
Радиолокационная станция (РЛС) «узел Барановичи» типа «Волга» дислоцируется в поселке Ганцевичи в 48 км от Барановичей. В 2002 году станция была принята в боевой состав Космических войск, а в 2003 году была поставлена на боевое дежурство в системе предупреждения о ракетном нападении.
В секторе ответственности, она обеспечивает слежение за ракетными пусками на дальности в 5 тыс. км и наблюдение за космическими объектами размером с шарик диаметром в несколько миллиметров, на любой из орбит. Арендуется Россией по двустороннему соглашению 1995 года сроком на 25 лет, при этом ни один налог в местный бюджет не взимается. Объект входит в состав Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и замыкается на т.н. «ядерный чемоданчик» президента России.
Численность специалистов — 2 тыс. российских военнослужащих и местный гражданский персонал (не более 15%). Экспертная стоимость аренды 7-9 млн. долл. ежегодно.
Зональный пункт связи Военно морского флота России «Вилейка» (или радиостанция «Антей») расположен в 10 км от одноименного райцентра Минской области. Условия аренды такие же, как и для «Волги». Объект обслуживают 350 офицеров и мичманов ВМФ России, а также вольнонаемные граждане Беларуси, осуществляющие военизированную охрану. По официальным данным, «Вилейка» обходится России в 7-10 млн. долл. ежегодно.
Источники: http://belarus.newsby.org/2010/03/06/text13635.htm 43 й
http://www.rian.ru/spravka /20100215/209344182.html
http://www.arms-expo.ru/site.xp/04905105 0056124049056049052.html
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=32054
Казахстан.
На основе двусторонних соглашений Россия сохранила за собой (в качестве арендатора) и в настоящее время продолжает эксплуатировать в Казахстане семь крупных военных объектов. Общая площадь арендуемых Россией на казахстанской территории объектов превышает 11 млн. гектаров. Здесь расположены космодром «Байконур», испытательные ракетные полигоны и центры.
Киргизия.
На территории Кыргызстана на условиях аренды Россия располагает пятью крупными военными объектами: 999-я авиабаза «Кант» 5-й армии ВВС и ПВО ВС РФ, испытательная база противолодочного вооружения «Кой Сары» ВМФ РФ. Узел связи ВМФ РФ обеспечивает связь Главного штаба ВМФ России с подводными лодками и надводными кораблями, находящимися на боевом дежурстве в Тихом и Индийском океанах.Автоматическая сейсмическая станция и 17-я радиосейсмическая лаборатория Сейсмической службы МО РФ.
Абхазия и Южная Осетия.
МОСКВА, 27 окт 2015 года— РИА Новости. Комплексная комиссия Минобороны РФ начала проверку военных баз Южного военного округа в Армении, Абхазии и Южной Осетии.
Публикация подготовлена на основе материалов из открытых источников. Основной источник:
http://ria.ru/spravka/ 20100215/209344182.html,
дополнительные – по тексту.
Надежда Алисимчик