фото

Ну вот, Россия ввязалась в еще одну войну. Вполне, да, на законных основаниях: вроде как президент (или как он называется) Сирии Башар Асад попросил у России помощи в борьбе с террористами.

Кстати о предыдущей войне. Гибридной, в которой с нашей стороны участвовали исключительно добровольцы и отпускники. Когда президент Украины Виктор Янукович бежал в Россию от Майдана, он дал пресс-конференцию. И раз, и два. Но помощи не просил. «Путин, введи войска», – этого просили наши любители империи, Великой России – в общем, публика. Зрители. А кто ж интересуется мнением зрителей? Да просите, хоть заколитесь.

А вот Асад попросил. Официально. Совет Федерации моментально разрешил, причем в разрешении страна не указана. Типа – все же знают, что это Сирия. Знать-то знают, но… Когда Совет Федерации столь неточен в разрешениях, это о многом говорит.

Помощь, конечно, только самолетами. То бишь бомбежками. Наземные силы – ни-ни. Только для охраны самолетов. Наше руководство (не только Путин, но и военные) в этом нас уверяют. Мы им, конечно, верим, но понимаем, что сделав один шаг, трудно удержаться от второго.

Тем более что те, кто старше 40 лет, помнят Афганистан. Тоже – интернациональный долг, то-се… Результат не вдохновляет. Znak.com назвал свою статью о Сирии «Главное – не получить новый Афганистан» и процитировал вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина:

фото«Общество не хочет широкомасштабных военных действий, не хочет, чтобы в Сирию отправляли призывников воевать за непонятных шиитов против непонятных суннитов вместе с совсем непонятными алавитами».

Следует указать, что Асад – алавит, Сирия – шиитское государство, а наши российские мусульмане – сунниты. Для населения России, не имеющего отношения к исламу, эти различия неинтересны и, действительно, непонятны. Не уверена, что не имеющие отношения к исламу граждане России так уж хорошо понимают разницу между православием, католицизмом и протестантизмом – изводами христианства. 70 лет официального атеизма дают о себе знать.

С другой стороны, не получилось с Новороссией – так, может, с Новосирией получится. Тем более, что пошли уже разговоры, что Сирия – чуть ли не родина христианства и поэтому нам очень важна… Ну это уж чистый Булгаков! В «Мастере и Маргарите» Иешуа на вопрос Понтия Пилата «Кто ты по крови?» отвечает: «Я точно не знаю… я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец…»

Телевидение живо на Сирию переключилось. Энтузиазм сродни традиционному «шапками закидаем» и «малой кровью, могучим ударом». Даже прогноз погоды к войне подключили! «Вести 24» браво доложили телезрителям:

«Время для начала боевой операции выбрано очень удачно. Поблизости от региона нет активных циклонов. Ни осадков, ни сильных ветров ждать не стоит. А именно эти характеристики являются важнейшими для боевой авиации. Октябрь в Сирии – благоприятный для полетов месяц.

Однако осень дает о себе знать. Но недостаточно прозрачная атмосфера не должна стать серьезным препятствием для проведения операции. Самолеты смогут нырять под облака и наносить эффективные удары по наземным целям. Выполнение боевой задачи российским ВВС могут усложнить только песчаные бури. Пыльная взвесь рассеивает лазерные лучи, которые используют некоторые системы наведения.

Однако, сама природа вынуждает торопиться. В ноябре погодные условия будут уже не столь благоприятными. Возможно, именно поэтому, как заявили в Администрации Президента, сирийская операция имеет четкие временные рамки».

Да уж, погода благоприятна для войны…

Но в войне далеко не все решает погода.

На Генассамблее ООН Путин, кстати, говорил, что надо бы создать антиигиловскую коалицию по примеру антигитлеровской. Для справки: ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) в России признан террористической организацией и запрещен. За дело, кстати.

Приверженцы ИГИЛ (или попросту – боевики ИГИЛ) придерживаются очень древней версии ислама, отвергая его цивилизационные изменения, обожают массовые казни противников (а это все, кто не поддерживает ИГИЛ) и уничтожают древние памятники. Они захватили древний город Пальмиру (вы знаете, что Санкт-Петербург зовут Северной Пальмирой, когда хотят подчеркнуть его культурное значение и наличие памятников архитектуры) и грозят уничтожить все античные памятники – и время от времени что-нибудь уничтожают.

фото

Об их консерватизме (если не сказать – архаичности) говорит и слово Левант в названии (для справки: Левант – средневековое название стран восточной части Средиземного моря, в узком смысле – Сирии, Палестины и Ливана).

То есть, с одной стороны, Путин на Генассамблее ООН со своим предложением антиигиловской коалиции – молодец…

Проблема в том, что антиигиловская коалиция уже существует, и в нее входят 60 стран. И России среди этих стран нет. В войне ее союзники президент Сирии Асад и Иран. Наши военные хвастались, что американские бомбежки ИГИЛ малоэффективны, потому что у них нет разведданных (данные спутников наши не считают), а у нас есть сирийские разведданные.

Но в этом-то и проблема. Если бомбишь по наводке сторонников Асада, то и выполняешь волю Асада. И точно: первые наши бомбежки были не против ИГИЛ, а против так называемой «умеренной оппозиции», выступающей против Асада.

Наши, конечно, сказали бодро, что ух какие мы крутые, что мы бомбим ИГИЛ, что мы бомбим террористов… Но для нашего президента террористы – все, кто выступает против официальной власти. Какая разница – ИГИЛ или не ИГИЛ… В то время как «антиигиловская коалиция» – в том числе и антиасадовская.

Вспомним опять Генассамблею: «Пафос выступления российского лидера, во всяком случае в том виде, в каком его услышали в западных СМИ, был направлен на защиту действующих режимов. Пафос выступления Обамы — на защиту людей от режимов, попирающих демократические ценности», – так об этой разнице написала Газета.ру.

Пока что наши в эйфории. По крайней мере – официально. Погода способствует, бомбы попадают в указанные цели, потерь нет.

А дальше?

фото

Саудовская Аравия призвала к джихаду против России и…, что она сделала еще? Нетрудно угадать: снизила цену на нефть. Не арабы назвали Россию бензоколонкой, но они явно с этим согласны.

Наш военный самолет залетел в воздушное пространство Турции. Нечаянно, да. Заблудился, да. Но «Турецкий поток» однозначно – ек. Не постигла бы та же участь и турецкие курорты для российских граждан.

В арабском мире, кстати, нет однозначного отношения к вступлению России в гражданскую войну в Сирии на стороне Асада. Египет поддержал явно, некоторые – почти поддержали. Есть, конечно, и те, кто выступил резко против и почти против.

Прошла только неделя нашего участия в войне, так что расклад еще не ясен. Но…

«На самом деле уже сейчас очевидно, что Россия втягивается в войну, в которой нет необходимости.

В войну по распоряжению начальников. В этой войне нет ясных военных целей, потому что победить в ней невозможно. Сил явно недостаточно для того, чтобы решить даже тактические задачи. В общем, все условия для того, чтобы эта война была долгой и бессмысленной…»

Это пишет Александр Гольц в «ЕЖ».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Коллаж с самолетом Андрей Пятов