Окончание начало в «АВ» NN 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37
Снова Донецк
Последний день мандривки — и я опять в Донецке. За время моей поездки произошел вооруженный захват Донецкой городской администрации, власть в городе принадлежит не очень понятно кому. Около захваченного здания сооружены баррикады, развеваются российские флаги, на козырьке прибит святой старец Сергий Радонежский, а чуть пониже — Николай Второй с надписью «Русь святая, храни веру православную!». Ощущение, что идет средневековая битва с басурманами.
Появились лозунги и на английском, типа «We Kill America!» (Мы убиваем Америку!). А в основном — все то же, что я видела пару недель назад, только гораздо агрессивнее и похабней. Обаму называют холуем и убийцей, Тимошенко — б....ю, Турчинова — говном, а Тягнибока — козлом. Европе предлагают плакать, России вставать, Америке идти в жопу.
Такой вот вполне себе джентльменский набор. А, ну да, еще один объясняющий происходящее лозунг — «Мирный Юго-Восток против беспредела».
Приезжает грузовик с пилеными досками, толпа мужиков организуется в цепочку, начинают эти доски передавать — то ли у костров греться, то ли еще для чего. Холод жуткий.
Я забредаю в стоящую рядом просторную палатку, там всем наливают горячий чай. Хочу сделать несколько снимков — и на меня буквально налетают какие-то тетки и старик, начинают выкручивать мне руки и верещать что-то непотребное. Узнав, что я журналист, требуют паспорт. И тут я соображаю, что в первый раз за всю мою мандривку у меня спрашивают удостоверение личности…
Освободившись с помощью случайно подоспевшего местного блогера от чайной церемонии и бдящих ее товарищей, я иду в школу. В выпускном классе читаю письма из Павлыша, Лубнов и Львова и прошу написать что-то в ответ. Семеро человек соглашаются. Я привожу их послания без купюр и с сохранением авторской орфографии в написании некоторых слов.
1. Заберите нас, пожалуйста!
Позвоните Путину. Я не хочу жить рядом с этими протестантами. Верите? Очень страшно тут находиться; слава Богу, что я живу в Донецке и у нас тут не так бурно, но, правда, очень страшно. Спасибо за внимание!
Россия! Россия! Россия! Россия! Россия!
2. Ребята, дайте нам миротворцев.
Нам надоело работать на Бэндеров. Они называют себя «Героями», а нас быдлом. Но они (бэндеровцы) нас боятся. Мы за Россию.
3. Наши братья-россияне!
Я рада, что у меня есть возможность написать вам послание. Хочу сказать, что у нас, на востоке, все не так однозначно, как об этом говорят. Тут есть и люди, которые действительно против вас, но есть и те, кто всей душой с вами.
Хочу, чтобы вы знали, что в Украине больше половины людей против вас не настроены! Здесь сейчас просто идет пропаганда. Я думаю, вы поймете, чего именно. Не нужно верить всему тому, что говорят. Я — нейтралитетный человек, но у меня есть русские корни и, когда находится человек, который может вас оскорбить, он получает отпор.
Я люблю Россию, я с вами! Я не могу говорить от имени всей Восточной Украины, но скажу от имени людей, стоящих сейчас у нас на площади: МЫ С ВАМИ! БЫЛИ И ЕСТЬ! ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ! И никто не верит тому, что о вас говорят. Очень надеюсь от вас, ровесников, получить моральную поддержку. Повторюсь — Восток с вами.
P.S. У меня настолько много мыслей, что я не могу правильно сформировать текст и высказать все. Но надеюсь, что в общих чертах меня поняли.
4. Дорогие ребята!
Знаете, я считаю, что та ситуация, которая происходит у нас в стране, да и в нашем регионе, лично для меня является очень странной и совершенно непонятной. Донбасс всегда отличался своей сплоченностью, но то, что происходит сейчас, — это очень не похоже на мой родной край.
Я не знаю, почему у митингующих появилось такое ярое желание вступить в состав России. Быть может, жизнь и ее уровень у вас гораздо выше, чем в нашей стране, но мы не можем отказаться от нашей Родины, от нашего языка. Для меня Украина — мой дом, от которого я не просто не хочу — я не могу отказаться.
Но Россия для меня — мой второй дом, где живут мои друзья, где родилась моя бабушка. То есть, получается, у меня есть российские корни и я считаю себя вашей сестрой. Так что, братья и сестры, давайте мы будем едины душой, но территориально я буду жить в Украине. Слава Украине!
Аня
5. Дорогие сверстники!
Я пишу вам с города Донецка, Украина. На данный момент я не желаю ничего. Ни вступления в ЕС, ни присоединения к России. Вам жутко повезло, что вы находитесь вдали от Майдана, от этих баррикад.
На сегодняшний день ситуация в нашем городе тоже не особо спокойная. Я призываю вас объединиться, независимо от того — россияне вы, украинцы. Я так сильно хочу жить в гармонии и в мире, что роль нации не играет никакой роли. Мы все братья и сестры, мы едины.
Надеюсь, у вас такое же мнение на этот счет. Берегите себя, не воюйте, уважайте окружающих! Мир.
6. Дорогие россияне!
Мне уже осточертел этот бардак в стране. Я не знаю, что делать, просить помощи, не просить, ненавидеть кого-то или поддерживать. Люди все разные, и, как мне кажется, только некоторые жители Запада распространяют эту идею ненавидеть Восток и Россию.
Я не хотел бы разделения страны, не хотел бы войти ни в ЕС, ни в Россию, но время покажет, какой будет исход. За себя хочу сказать то, что у меня нет совершенно никакой ненависти ни к России, ни даже к тем львовчанам, которые называют себя «бэндеровцами» и выражают презрение к населению Восточной Украины и России. У каждого свое мнение, не надо говорить за всех.
7. Здравствуйте дорогие россияне!
Вы можете меня любить, можете ненавидеть, хотя вы меня даже не знаете. Я очень люблю свою страну, каждый ее уголок: и Львов, и Киев, и Донецк, и Симферополь. Лично я благодарна всем произошедшим событиям в Украине, потому что они объединили почти всех украинцев. Почти. Не против чего-то, совсем нет. Мы просто хотим жить в одной большой стране, без ссор, без войны. Прошу вас, вы наши соседи, давайте дружить.
Донецк,
11 апреля 2014 года
На следующий день, 12 апреля, отряд сепаратистов под командованием гражданина России Игоря Гиркина захватил мирный украинский городок Славянск.
Дальнейшие события всем известны.
От автора
Запись из Фейсбука от 23 ноября 2014 года:
Каким все кажется ненужным, никчемным, мелким и не важным в сравнении с этим накатывающимся ужасом войны, клацающим все громче и громче, грохочущим все бесцеремонней, утягивающим в свою орбиту все больше и больше людей. Что? Как? Каким образом? Когда? могу я сделать, чтобы это остановить? Ничто. Никак. Никаким образом. Никогда.
Мои дети осудят меня. И будут правы.
Я виновата. И не отмыться. Не унять взглядом. Не утереть платком.
ВОЙНА.
С благодарностью называю тех, кто помог мне совершить это путешествие накануне войны:
Екатерина Вишневецкая, Владимир Волков, Григорий Ярошенко,
Анна Савельева, Алла Боссарт,
Игорь Иртеньев, Ольга Ильницкая,
Наталья Мавлевич,
Ванда Обуханич (Москва)
Тамара Коренева,
Анатолий Спица,
Валерий Овсейчук,
Сергей Ваганов,
Вадим Остапчук (Донецк)
Елена Журавлева,
Лариса Малая,
Ольга Вакало (Запорожье)
Николай Кисельгов (Кировоград)
Вера Ивановна Максимочкина,
Людмила и Иван Вовчики (Полтава)
Лариса, Ольга и Виктор Михайленко (Лубны)
Дарья Хабарова,
Дмитрий и Ваня Криво,
Руслан Горовой,
Александр Пархоменко,
Андрей Трилисский,
Наталья Трилисская,
Инга Рудич,
Руслан Абсурдов,
Александр Чекменев,
Иван Богдан,
пресс-центр Майдана (Киев)
Ирина, Владимир, Мириам и Барух Левченко (Житомир)
Зоряна Корытко,
Лена Ковач,
Миша Ослон, Руслан Забилый,
Сергей Кропанцев, Ольга Илькив,
Наталья Гошовская (Львов)
Володимир Гарматюк,
Стах Бурчак (Ивано-Франковск)
Отдельная благодарность тем, кто финансово поддержал автора в путешествии, но пожелал остаться неизвестным.
Автор невероятно признателен своим сыновьям Филиппу и Игнату за терпение, веру и предоставленную возможность заниматься тем, чем хочется.
Большое спасибо новым и старым друзьям, давшим автору приют во время путешествия через Украину. Их фотографии с пожеланиями жителям наших стран – на трех последних страницах мандривки.
Виктория ИВЛЕВА
Фото автора..