История эта случилась еще несколько лет назад (отчет Всемирной таможенной организации опубликован в 2012 году) и началась на территории Словакии. Как-то так получилось, что словацкие пограничники обследовали строения неподалеку от границы, примерно в полукилометре, и обнаружили, что туалет типа сортир на одном из участков со складами – на самом деле не туалет, а так себе, имитация. А на самом деле он прикрывает нору. Нору, или лаз, или отверстие, которое ведет в тоннель. На входе в это сооружение словаки обнаружили 13 000 блоков сигарет. Контрабанда!
Понятно, что если у тоннеля есть одно отверстие, то есть и другое, где туннель заканчивается. Или начинается – контрабанда ведь дело двустороннее!
Словацкие пограничники обратились к коллегам по другую сторону границы: ищите вторую нору, или лаз, или отверстие. А на другой стороне границы – Украина.
Так вот украинская сторона все никак не могла найти свое отверстие, или нору, или лаз. Пришлось словакам помогать. Вот общими усилиями и обнаружили…
Если у словаков их вход в тоннель прикрыт был имитацией туалета, то на украинской стороне все было гораздо круче: вход в тоннель находился в гараже при жилом доме. И не деревенской развалюхе, а вполне себе респектабельной вилле в городе Ужгороде.
Общая длина тоннеля – 700 метров. Почти километр. Диаметр тоннеля – 90 сантиметров. Почти метр. Облицован тоннель вполне себе современными материалами. Он электрифицирован! Более того: в тоннеле рельсы проложены, и бегала по рельсам вагонетка с 16 прицепами-вагончиками.
А что ж: контрабандисты тоже любят комфорт. Двадцать первый век на дворе, не со свечкой же по грязной норе ползать!
Понятно, что такое сложное инженерное сооружение за день или даже за месяц не построишь. Да и пользовались туннелем, конечно, не один месяц.
Словацкая сторона тут же арестовала хозяина «туалета». Украинцы тоже кого-то арестовали, но скоро выпустили. Потому что их вход в тоннель принадлежит неизвестно кому.
Чей дом? Неизвестно.
Когда-то здесь садили картошку местные жители. Потом с огородов их погнали: граница рядом, нельзя! Нарезали землю на участки и отдали… под застройку. Правда, своим раздали, сотрудникам бывшим и нынешним СБУ (Служба безопасности Украины). Лет так 7 назад.
До этого – все известно, а дальше – непонятки. Кто на участке дом строил? Неизвестно.
Кому дом принадлежит? Неизвестно. То есть формально он принадлежит местной крестьянке… которая, кстати, уж лет пять как умерла.
Вызывают в суд нотариуса, а та говорит: я не могу назвать имя хозяина дома без его разрешения!
В общем, тянулась это дело и тянулась как-то безрезультатно.
Местные-то, понятно, называли этот тоннель «эсбэушной норой», но то ж местные. Некоторые осведомленные, правда, поговаривали, что это старая заготовка СБУ еще с 2004 года, что это проект российских спецслужб – через своих агентов в СБУ, и что переправляли этим туннелем не только сигареты и наркотики, а валюту, драгметаллы, ювелирные камни и шпионов…
Это комплимент нашим контрабандистам, и не вполне заслуженный: 700-метрового тоннеля они не выкопали. Впрочем, можно вспомнить нашу местную историю с китайским «шмурдяком», который составами переправлялся от нашей границы в Москву, на склады ФСБ и на Черкизон, и тоже не один месяц…
Тлела история с тоннелем долго…
И вдруг всплыла в связи со стрельбой в Мукачево, городом в той же Закарпатской области, произошедшей 11 июля, то есть только что.
Напомним: стреляли бойцы «Правого сектора», организации, признанной в России экстремистской и запрещенной.
Еще год назад, в связи с событиями на Майдане, нас пугали этим Правым сектором, ужасными националистами и их инфернальным главой по фамилии Ярош. А потом были выборы, и страшный Ярош набрал на них какую-то смешную цифру, близкую к статистической погрешности. То есть, оказалось, не пользуется он особым спросом и авторитетом.
Потом «Правый сектор» принял участие в Антитеррористической операции на Востоке Украины, в том самом Лугандоне, и были у него трения с военными. И вот – новые события.
Очень быстро выяснилось, что стрельба в Мукачеве – обычные бандитские разборки, в которых приняли участие и депутат Верховной рады Михаил Ланьо. Не один, естественно, а со своей вооруженной охраной. И возникло немедленно обозначение темы разборок: контрабанда. К каковой, как оказалось, причастен и «Правый сектор» – закарпатское его отделение (недавно влившийся в состав закарпатского ПС Роман Стойко, было дело, доставлял в Словакию сигареты на дельтаплане). Хорошо вооруженное отделение, конечно, включая гранатометы.
Впрочем, и у депутата Ланьо тоже нехилый склад оружия обнаружился. Короче, все участники конфликта хороши оказались.
И губернатор Закарпатской области Василий Губаль осудил разборки со стрельбой и высказал замечательную идею, что перераспределение контрабандных потоков должно происходить законным способом.
После этого исторического высказывания недолго он оставался губернатором: его быстро уволили и назначили нового – Геннадия Москаля, который до того был главой Луганской области. Луганской области, а не Лугандона, прошу не путать!
Покончит ли украинская власть с закарпатской контрабандой? Сложно сказать. 700-метровый хорошо оборудованный тоннель свидетельствует о качестве закарпатской контрабанды. О традициях, об оснащенности, об укорененности. Начальник закарпатской милиции Сергей Шаранич после перестрелки отправлен в отставку и через несколько дней ушел на повышение в Киев. А Москаль… Он не чужой в Закарпатье. Он ведь там работал! Не все время, а так, временами… Сможет?
Или просто перераспределит контрабанду законным способом?
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото: Интернет-издание
UA-Reporter.com