Продолжение. Начало в «АВ» NN 26, 27, 28
Тут приходят еще двое авторов сказок из моей коллекции – Олена позвала их специально для встречи со мной – Игорь, агроном, и Ольга, воспитатель детского сада.
Вот Игорь говорит:
– Я закончил школу с серебряной медалью, потом окончил полтавский политех и остался жить в Павлыше из-за школы, чтобы и мой сын в нее пошел. Теперь вот понимаю, что школа смогла сформировать личности, готовые для выхода в большой мир, трудолюбивые, знающие и не боящиеся жизни.
– Я всегда вспоминаю нашу школу с удовольствием, – улыбается Ольга.
Одна из учительниц начальных классов вдруг припоминает меня и мой первый приезд, а в школьном архиве находится аккуратно вклеенная в альбом моя публикация с фотографиями Урока Мышления, на котором обсуждался вопрос о том, как оживает листочек. Чуть позже я встречусь и с автором чудной фразы «Красота только потому и есть на свете, что есть верность». Оксана Колесник, уже не Колесник, а Лагно, – заведующая отделением банка в соседнем Кременчуге. Я даю ей сказку, Оксана ее, конечно, не помнит, внимательно читает, улыбается, делает себе ксерокопию и говорит мне:
– Верность и сейчас для меня много значит.
– Верность кому?
– Стране и семье. Я очень счастливый человек, я в семье своей живу, как в гнезде, настолько во всем ощущаю поддержку. Про верность стране, конечно, каждый день не думаешь, сейчас время заставило – и я поняла, что буду любить Украину всегда и буду украинкой всегда. Это и есть верность.
– А школа, Оксана, что дала школа?
– Где бы я ни училась потом, когда говорила, что из Павлыша, – все удивлялись, завидовали. Приходилось все время держать марку школы, это и дало мне уверенность, что я умнее, могу, достойна, стремлюсь… В школе нас приучили к труду, ведь только кажется, что свинки-кролики, сад-огород – ерунда, нас научили анализировать и думать – мне этого сейчас часто в людях не хватает.
Разговор, конечно, постепенно переходит на события в Крыму и отношения с Россией.
Оксана говорит:
– Возможно, мы идем извилисто и неправильно, но это наш путь и наш дом. Если Россия видела, что мы делаем что-то не так, – могла всегда сказать, но не отнимать у нас часть этого дома.
Мне очень интересно, как относятся к происходящим событиям павлышские школьники, и относятся ли вообще. Я прошусь на урок к старшеклассникам. Завуч Олена ведет меня в класс и рассказывает:
– Дети еще с зимы начали следить за событиями, переживать, ходить с символикой – то значок с флагом Украины у парнишки, то браслетик желто-синий у его одноклассницы вижу.
– Мнения их как-то разделились?
– Про Майдан спорили много, конечно. А с Крымом – все против Путина. Дети же видят злое, видят, что он драйв получает, как на охоте.
– А вы как?
– Мы? Обида нас захлестывает. Если бы это была любая другая страна, которая с нами бы так поступила, не ваша…
Мы вошли в выпускной класс. На меня смотрело несколько пар настороженных глаз. И я вдруг поняла, что вот сейчас, в эту минуту я для них – Россия.
– Дети, – сказала я. – Дети, если можете, простите нас за Крым...
И замолчала, закусив губу.
А они начали говорить, говорить открыто и бесстрашно. Сомнения быть не могло – это были неравнодушные дети страны под названием Украина, Главным в их словах была боль за отнятую у них землю.
– Отнять у нас Крым – это как отрезать ногу или руку.
– Это как взять и забрать у нас Донецк, это же наши люди, а он ими распоряжается.
– Я не думаю, что Владимир Владимирович будет им выделять больше грошей.
– Мы же не лезем к русским, ничего не забираем.
– Никто не подумал об украинцах в Крыму, которые не хотят в Россию.
– Россия никак и никогда не помогала крымским татарам, их настоящий дом – Украина.
– Мы наконец-то начали вставать с колен, легкое счастье было, небо стало ярче светить, когда Янукович смылся, надежды выросли, а тут…
Мы проговорили целый урок и перемену. В конце я попросила их написать несколько строчек школьникам в Россию и школьникам на Западную Украину, куда я держала свой путь.
Вот они.
Письма школьникам Западной Украины (письма, написанные по-украински, отмечены * и даны в переводе):
1*. Я всегда считал западных украинцев действительно этническими украинцами. Поэтому в эти тяжелые для Украины дни я уверен, что запад Украины ее поддержит. Я верю, что эти люди никогда не предадут родную землю, невзирая на все разногласия. Как бы ни называли их, «бандеровцами» или как-то иначе, я верю, что именно с запада начнется строительство нового государства. Центр с вами! Слава Украине!
2*. Привет! Я хочу сказать, что наша Украина – единое государство. Я против того, чтоб в нашей родной стране была война. Я не хочу, чтоб наша страна была разделена, и, думаю, вы тоже. Поэтому будем держаться за свою родину до последнего.
Слава Украине!
3*. Желаю вам мира, благополучия, и чтоб в нашей Украине никогда не было войны! Наша страна единая… В Западной Украине проживают моя тетя, дядя. Мы часто общаемся, ездим друг к другу. Нет ни запада, ни востока… все мы украинцы!!!
4*. Я хочу сказать всем украинцам, что мы единый народ. Мы не должны допустить того, что Украину буквально рвут на части. Мы должны защищать свою территорию, свою независимость. Мы слишком долго зависим от России. Надо доказывать свою самостоятельность. Мы должны доказать, что мы можем существовать и без России. Мы – украинский народ! Слава Украине!
5*. Украина – единая! Восток и запад, юг и север – всегда вместе! Я люблю и уважаю каждого украинца, в каком бы уголке Украины он ни проживал. Мы единая, неделимая нация. Центр Украины поддерживает Евромайдан, поддерживает народ, который борется за свободу и независимость своей страны.
Павлыш вместе с западом Украины! Слава Украине!
6*. Своим одногодкам – из Павлыша.
Несмотря на ситуацию, которая сложилась в нашей стране, желаю в первую очередь мира! Мы победим все, что творится. Мы едины. Нас никогда никто не заставит отсоединиться.
Спасибо за то, что вы есть.
7*. Своим одногодкам на Западной Украине я в первую очередь желаю мира, поскольку когда будет мир в стране, тогда каждый из нас будет счастливым. Совсем не важно, на каком языке мы разговариваем, важно то, что мы одной нации, должны быть дружными и помогать друг другу и быть единой великой семьей.
8*. Я не почитатель Майдана, я не хочу жить в России, не хочу в Евросоюз. Я хочу жить в независимой, самостоятельной, великой Украине. Я считаю, что когда украинцы убивают своих земляков – это самое отвратительное, что может быть.
9*. Привет!
Так как мы одногодки, то хочу вам пожелать, чтоб все ваши мечты сбывались и вы поступили в то учебное заведение, в которое вы планировали. Хочу пожелать вам счастья радости, благополучия и любви. Самое главное – это мир. Я вам также этого желаю, поскольку это залог благополучия. Поэтому пусть будет мир у вас в семье и в душе.
10*. Желаю вам жить, как живут в европейских странах, и будем надеяться, что и мы когда-нибудь будем так жить.
11*. Я желаю детям Западной Украины не знать войны. Быть верным своей стране, поскольку страна у нас одна!
Письма школьникам России:
1*. Ситуация, которая сложилась в нашей стране, заставляет задуматься, братья мы или нет. Я желаю, чтобы между нами был мир. Терпения вам и нам. Я за мир!
2*. Добрый день!
Если честно, за всю историю Украины больше всего бед она получила от России. Невзирая на это, я хочу обратиться к простым школьникам – объективно и честно рассматривать ситуацию в Украине и России и иметь свою голову на плечах.
Виктория ИВЛЕВА.
г. Москва.
фото автора.