Изобретения – за границу, театр – на улицу
Мы живем в невероятное время. В то время, когда ведутся подковерные игры. чиновники, присосавшиеся к бюджетной трубе, разворовывают средства, которые должны идти на государственные цели. Все их разговоры о поддержке искусства и реализации новых открытий все чаще сводятся к «бла-бла-бла».
Так случилось с Театром полифонической драмы. В 2002 году заместитель министра имущественных отношений Сергей Моложавый незаконным образом передал здание театра по Большому Харитоньевскому переулку, 22-24, которое являлось памятником архитектуры, в оперативное управление Институту законодательства и сравнительного правоведения.
Коллектив Театра полифонической драмы в буквальном смысле оказался на улице, под катком чиновничьего равнодушия и подлости.
Изобретения, не имеющие аналогов
Ранее спектакли Театра полифонической драмы пользовались ошеломительным успехом и вызывали огромный интерес зрителей, критики и театральной общественности. Так, в 1996 году в «Литературной газете» появилась статья о том, что театр полифонической драмы, по сути, открыл новое направление в театральном искусстве. Оно заключалось в том, что режиссер Театра Геннадий Иванович Юденич создал телевидеотехнологии, сегодня запатентован в 18 странах мира.
Лазерные установки и телеэкраны позволяют произвести в театре настоящую революцию и создать иллюзию реальности сценического пространства с его декорациями. Подвижные телевизионные экраны при своем перемещении могут изменить сцену, зрительный зал, вовлекая публику в события, происходящие на сцене.
Многие фирмы мирового масштаба, понимали, что открытия Г.И. Юденича, могут широко использоваться не только в театре или на телевидении.
«Литературная газета» сообщала, что и «Самсунг» из Южной Кореи, и «Бош» из Германии, и «Майкрософт» из США изъявили желание приобрести лицензии на изобретения Г.И. Юденича.
Они могли бы широко использоваться и в России, принося доход в казну. Но ничего не произошло. Вместо поддержки, направленной на реализацию изобретений, началось медленное уничтожение театра. Видимо, чиновников, сидящих в мягких креслах, интересует только одно – толщина собственного кошелька.
Не предоставив здания взамен, выкинули на улицу
– Театр полифонической драмы находился на государственном финансировании, — рассказывает Г.И. Юденич. — Он расширялся, разрабатывались новые декорационно-постановочные технологии. Поэтому Правительство Москвы одобрило реконструкцию и реставрацию здания по Большому Харитоньевскому переулку и строительство нового здания по Можайско-Аминьевскому шоссе, где и должен был разместиться новый информационно-зрелищный комплекс.
Для проведения строительства в качестве заказчика был создан центр «Юинформакс» и выделены целевые средства. Телекомплекс мог стать огромной сценической площадкой, объединяющей театр и кино.
Но все планы по реализации важных для нашей страны изобретений были сорваны. Чиновники тянули время, а потом, как я считаю, из-за нерасторопности и корыстного умысла, «заморозили» строительство в связи с долгостроем.
Здание театра, расположенное по адресу: г. Москва, Б. Харитоньевский пер., 22-24, является памятником истории и архитектуры XVIII-XIX века федерального значения и входит в перечень охраняемых государством объектов с 1961 года. В 1984 году это здание было передано Театру полифонической драмы.
Министерство имущество, выселяя нас из здания, по закону должно было предоставить равноценное помещение, но проигнорировало закон. При этом замминистра Моложавый в своем распоряжении не указал, что здание относится к памятникам архитектуры.
Только президент может исключить здание из перечня памятников архитектуры федерального значения. На каких основаниях замминистра Моложавый распорядился зданием по собственному усмотрению?
Уловки чиновников
– А потом – в 2005 году – я обратился в комитет по культуре с просьбой открыть театру бюджетное финансирование, на которое в то время перешли все бюджетные театры Москвы, — продолжает Г.И. Юденич. — Однако эта просьба под разными надуманными предлогами, отговорками и отписками осталась невыполненной.
Все эти годы я получил горы бессмысленных ответов, никто не провел ни одной проверки, основываясь на реальных обстоятельствах. Вся проверка по моим заявлениям сводилась к тому, что вышестоящие чиновники обращались к подчиненным из департамента культурного наследия города Москвы и к его руководителю Кибовскому, а департамент культуры, как непосредственный виновник всех наших бед, заметал собственные следы и давал отписки, не соответствующие действительности.
Смысла в таких фиктивных проверках нет никакого. В результате, вышестоящие инстанции снимали с контроля наши жалобы, а Театр продолжал бедствовать, и никому до этого не было дела.
Чиновники ссылаются на то, что театр якобы являлся структурным подразделением центра «Юинформакс», но все это – состряпанный вымысел и подтасовка фактов. Театр полифонической драмы никогда не был структурным подразделением Центра «Юинформакс», потому как не передавал никакого имущества на баланс заказчика строительства и юридически являлся отдельным учреждением.
Более того, в 2007 году в своем письме бывший заместитель председателя комитета по культуре города Москвы написал, что театр Полифонической драмы не создается заново как новое учреждение культуры, и финансирование театра в случае возобновления его работы предполагается осуществлять за счет бюджетных средств комитета культуры города Москвы.
Но чиновники по сей день игнорируют обращения ведущих артистов и ведущих деятелей искусства, таких как Калягин, Кобзон, Этуш, которые просят вернуть театру здание.
Не пора ли привлечь чиновников за воровство бюджетных средств?
Странно, что никого не интересует то, куда ушли деньги целевого назначения. Кто прибрал их к рукам? Почему бы вышестоящим чиновникам не поручить Следственному комитету разобраться в том, куда уплыли бюджетные деньги, и кто, осуществив аферу, положил их в свой карман?
Сейчас в России закупают технологии, изобретенные Г.И. Юденичем, за рубежом за огромные суммы. А ведь могло быть по-другому…
Видимо, чиновникам удобнее без лишнего шума выводить государственные учреждения – театры – из своего распоряжения и сокращать бюджетные затраты. И пока, работая над каждым спектаклем, театр решает шекспировский вопрос: быть ему, театру, или не быть. И почти каждый спектакль – это и эксперимент, и риск, и поиск, и надежда.
Справка: Театр с легендарной историей, имеющий собственную школу актерской игры. На базе Потешного театра «Скоморох», созданного в свое время Г. Юденичем, был создан Экспериментальный театр-студия Минкультуры СССР, а затем и ныне действующий Театр полифонической драмы.