Оскорбительное неуважение французских журналистов парижского еженедельника «Шарли Эбро» к чуждой им религии, выразившееся в печатании карикатур на тему ислама, — дало всему миру информацию для размышления: заигралась ли старушка-Европа в «толерантность», или она перешла грань попустительства, угрожающей существованию самой европейской цивилизации? И эти споры Европу будут сотрясать долго. А журналистам их неосмотрительность стоила им жизни.
Как же россияне отнеслись к трагедии «вольных журналистов» и ее последствиям? Трагедия эта прошла не замеченной в России. Только телевидение показало несколько сотен человек, которые возложили цветы и зажгли свечи у французского посольства.
Но трагедия «Шарли Эбро» встряхнула всю Европу. Только в Париже в рядах манифестантов, солидаризировавшим журналистам, было около двух миллионов человек! (В 1945 году в подобной манифестации в Париже, за Национальным Героем Франции генералом де Голлем, посвященной окончанию Второй мировой войны, шагало чуть более полутора миллионов человек). В германском городе Дрездене (впервые, после факельных шествий нацистов) на улицы вышло более двадцати тысяч человек, а в Лейпциге – около семнадцати тысяч манифестантов.
Многие страны Европы поддержали Францию. В парижской манифестации участвовала и российская делегация во главе с Сергеем Лавровым, который потом не стал с прочими лидерами фотографироваться с манифестантами, а пошел в православную русскую церковь.
Глядя по телеканалам на эти европейские манифестации, — думаю, что не я один испытывал чувство зависти к гражданской солидарности, которую продемонстрировало французское общество. Но вот что интересно: манифестанты не выдвигали никаких требований и никого не винили! Настроение демонстрантов было другим. Французы показали, что они единая нация и что, несмотря на множество социальных, имущественных и других различий, у них существует более высокий уровень общественного сознания – сознание национальной солидарности. А в основе этой солидарности лежит не личная выгода, не социальный эгоизм, не политическая конъюктура, а общность демократических ценностей и национальных традиций. Манифестация показала: в европейском обществе свобода слова и свобода СМИ воспринимаются как незыблемые основы демократии.
А есть ли у россиян такая связь? Ну откуда же ей взяться, если власть даже в новейшей истории Российской Федерации, начиная с муниципального уровня, затыкает рот ради сохранения власти и послушания, — она наносит удар именно по свободе слова: в лучшем случае – на публикации власть никак ни реагирует, в худшем – включая все властные рычаги, закрывает издание.
В России это происходит на протяжении веков. Был даже абсурдный случай: в Угличе, у церковного колокола за неуместный набат вырвали язык (било), наказали пятьюдесятью ударами плетью и сослали навечно в Сибирь!
Но были исключения. При Александре Первом было полнейшее раскрепощение свободы слова. По его Указу в 1811 году был образован Царскосельский лицей, закрытое высшее учебное заведение для детей дворян, в котором преподавал талантливейший поэт своего времени Гавриил Романович Державин, открывший миру великого Пушкина.
А вот во времена зловещего реакционного правления императора Николая Первого (в народе — Палкина), погибли поэт М. Лермонтов и прозаик А. Грибоедов; поэт Т. Шевченко – исключен из университета, арестован и отправлен рядовым служить на 25 лет (тогда столько служили); писатели — революционеры А. Герцен и Н. Огарев сбежали в Лондон и оттуда «будили» российский народ; в 37 лет в 1848 году затравленным умер революционер-демократ, философ Виссарион Белинский. Зато при императоре – самодержце Николае Втором был самый либеральный режим свободы слова, давший стране Блока и Брюсова, Есенина и Цветаеву, и многих других. Тогда в необъятной Российской империи издавались почти 600 газет и журналов!
Однако, самые беспрецедентные меры против свободной российской печати применили большевики в 1917 году: через несколько дней после переворота, они сразу закрыли 550 газет и журналов, потом – все остальные. С большевицким переворотом кончился «серебряный век» в России. Эта цензура постепенно начала ослабевать лишь почти через семьдесят лет советской власти, во времена М. Горбачева.
А в наше время в России возможна ли национальная солидарность, которая произошла в Париже и Европе? Интересно, сколько бы вышло по зову сердца людей на манифестацию, повторись, не приведи Господь, трагедия с Владиславом Листьевым из «Взгляда», или убийствами политиков Льва Рохлина и Галины Старовойтовой? Или как солидаризуется наш российский бизнес, особенно средний и малый, на словах которому все уровни власти дают «зеленый свет», а на деле его «на полном законном основании кошмарит» та же власть, как «врага народа»?
Видимо, россиянину кроме, как проявлять «кухонную» солидарность по поводам доставших всех бесконечных неправедных выборов, чиновничьего обмана и жадности, падению рубля и росту цен, первобытного здравоохранения и крайне низкого качества жизни, — он власти ничего и предъявить не может?
Но что в России должно произойти такое, чтобы сотни тысяч людей, а то и миллионы, как в Париже, Дрездене, или Риме по чувству гражданской ответственности захотели бы выйти на улицы Москвы, Санкт – Петербурга, или Владивостока? А на деле, — сегодня даже мысль, что кто-то может выйти на Красную Площадь в Москве, или на площадь Ленина в Артеме по велению души, а не по разнарядке «Единой России», кажется из области абсурда!?
Это невозможно в принципе, потому что в России еще не выработаны те ценности, (в виде национальной идеи, или национальных традиций), которые могли бы объединить и различные политические партии, и разные поколения, и различные социальные группы, и конфессиональные организации. В громадной многонациональной стране за 25 лет «демократии» уже по определению должно было создано полноценное гражданское общество с общей наднациональной целью, в которой наше общество понимало бы: все в стране работает на то, что в недалеком будущем принесло бы пользу всей державе, в которой каждый гражданин необъятной нашей федерации в обозримом будущем получит свою честно заработанную долю от этого коллективного «пирога».
К сожалению, в настоящее время вся российская общественная жизнь уместилась в телевизионных посиделках программы В. Соловьева типа «кто сильнее оттянет западника», и поэтому сегодня, как никогда, прав А. Кудрин, экс-министр финансов РФ, в своем высказывании: «…политическая система России, сложившаяся в последнее время благодаря деятельности «Единой России», не соответствует тому уровню экономического развития, на котором находится страна, в основном из-за законодательных ограничений на политическую деятельность…».
А М. Горбачев, экс-президент СССР, как бы дополняет и расшифровывает его слова: «…нынешняя политическая элита взяла курс на закрепление своей «вечной власти», обеспечивая ей бесконтрольное правление и материальные блага…».
Увы! Политическая система за четверть века российской «демократии» так и осталась, мне думается, искусственно незавершенной: лидеры «конструктивной системной» оппозиции так и состарились в Госдуме, годами производя в ней лишь «одесский шум, похожий на работу», которых высшая власть вежливо слушает, но не слышит, при этом укатав их во блага, как сыр в масло, против которых они очень даже не против! Региональная оппозиция также «нашла консенсус» с властью на местах. На муниципальном уровне вообще нет никакой свободной политической жизни.
В России к чему ни приглядись всюду незавершенка, которая специфична и для нашей государственной жизни:
– Кто скажет, где начинаются и где заканчиваются полномочия президента и премьер-министра?
– Почему у нас изначально все построено на разрозненных принципах,— нам говорят о единоначалии, но оно не прослеживается: Президент говорит: «…будем снижать налоги…», а Госдума за неделю до этого проголосовала за повышение налогов?
– Почему выборная система в России – это фарс на выборы: кто как бы не «воле изъявлял», результат выборов будет таким, каким надо «партии при власти»?
– Почему у нас такая судебная система, где работает не только закон, но в не малой степени и «понятия»?
— почему у нас такой рынок, в котором бензин и соляр дешевеет или дорожает не от колебания цен на нефть, а совсем от другого курса?
– Почему снижение налоговых пошлин и повышение налога на добычу полезных ископаемых на 1 триллион 300 миллиардов рублей, которое недавно предприняло правительство, фактически перенесло налоговую нагрузку на внутреннего производителя (малый и средний бизнес, который от этого загибается), а в конечном счете на нас, нищего российского потребителя?
– Почему за счет девальвации отечественная продукция должна дешеветь, но правительство сделало все, чтобы она стала дороже! Только бензин, пугают нас, — может подорожать до 50 рублей?
– Почему власть вместо поддержки своего населения, легко дает более триллиона рублей банкам для «поддержания экономики», но как они будут ее «поддерживать» при учетной ставке ЦБ РФ в 15%? (Для сравнения: в Китае учетная ставка их ЦБ — 5,6%; в Европейском ЦБ – 0,05%; в США – 0,25%).
– Почему по-прежнему правительство использует рецепты по выходу из кризиса, которыми нас кормил Международный Валютный Фонд, но когда из кризиса выводилась мировая экономика, этими рецептами ведущие страны не пользовались! Те же США снизили налоги и ставки по кредитам. А мы чем хуже?
– Почему у нас такой парламент, от «работы» которого у россиян не проходящий годами стыд?
– Когда государство покажет пример скромности?
Вопросов множество – ответов, увы, нет…
В КНР, в Шанхае на экономической выставке посетителей встречает гигантский баннер, на котором огромными иероглифами начертано:
«Всего этого мы достигли, потому что мы не пьем и не воруем».
Китайский намек российской властной элите в русском переводе.
Владимир ПОТАПОВ, председатель региональногообщественного
движения «Ветераны и пенсионеры Приморья», г. Артем.
На снимке: Путин и «Ночные волки»
Фото voronz.in.ua