фото

Что-то последнее время энтузиазм под названием «Крымнаш!» поистрепался, поутих… Скорее всего, потому что оказалось, что за Крымнаш надо платить, а публика к этому оказалась совершенно не готова.

Сначала выяснилось, что пенсионные отчисления на 2014 год ухнули на Крымнаш, и даже возвращать их никто не собирался и не собирается. Это ляпнул экономист из правительства. Ну, народ повозмущался – но так себе, виртуально. Потому что – ну когда еще эти накопления понадобятся? Доживем! И переживем! И не такое переживали! Зато Крымнаш!

Потом Запад применил против России санкции… Ну как – против России. Против друзей Путина. Обычной ничего не решающей публики санкции не коснулись, что вызвало очередной прилив энтузиазма: «Тополь» санкций не боится! Не смешите мои «Искандеры»! Такие были лозунги. На футболках их рисовали, и публика облачалась в восторге.

Ну да… но «Тополь» на хлеб не намажешь. Равно как и «Искандеры». И наши «верхние», которых санкции как раз задели, решили нанести ответный удар и ввели контрсанкции: запретили ввозить в Россию продовольствие из тех стран, кто в санкциях принял участие. Пусть, типа, они убытки понесут!

Они понесли. Их правительства, правда, компенсировало убытки, но были скандальчики: почему тем больше денег дали в качестве компенсации, а нам меньше? Наша публика радовалась: мы будем есть свои продукты, они полезнее, без всякой «химии»!

А вот тут мы споткнулись реально. Какое импортозамещение? Вы в курсе, сколько у нас отечественного в доме и на столе? И не надо про «зато мы делаем ракеты». Вопрос не о ракетах, а о еде.

Про Владивосток можно, конечно, не упоминать: нас кормит и одевает Китай. То есть наша продукция тоже есть, но китайская конкуренция давит. И очень хорошо: цены на рынке не такие безумные. И рыба у нас своя. Так что Приморье вообще и Владивосток в частности – не показатель. Но вот те области России, которые от Китая гораздо дальше…

Впрочем, там у них рядом Беларусь с хитрым батькой. Александр Григорьевич даже море не выкопал, а поставляет в Россию и креветки, и лосося, и ананасы.

И тут, в довершение предыдущих удовольствий, начали падать рубль и цена на нефть, а доллар и евро, наоборот, расти. Уже шутки ходят в Твиттере: Олег Козырев пишет, что у них в семье хранится 5 евро – «надеемся к концу года купить на них машину».

Буквально на днях, 14 декабря, Киев посетил Лев Гудков, глава «Левада-центра», и в интервью радио «Свобода» сказал, что только 6% граждан России готовы платить за Крымнаш, то есть нести материальные потери из-за вхождения Крыма в состав России. При этом 80% сказали, что ощущают рост цен, а 16% заявили, что он серьёзно сказывается на их материальном положении. На этом фоне поддержка участия российской армии в войне на Украине снизилась с 74% до 35-38%.

Самое забавное, что на сайте «Левада-центра» находятся совсем другие данные! 50% россиян не ощутили никаких последствий от западных санкций, а ещё 31% определил эти последствия как «не слишком серьёзные». 68% респондентов в том же опросе заявили, что и в будущем не предвидят наступления серьёзных последствий для себя от западных санкций.

Антон Носик предполагает, что в Украине Гудков озвучил то ли некие секретные данные, которые в России не публикуются, то ли данные не секретные, но еще не опубликованные… Посмотрим.

фото

Можно также предположить (и я склонна к этому), что Гудков привирает. То есть «Левада-центр» привирает. В России – одно, в Украине – другое. Недаром же есть «крылатая фраза»: есть ложь, наглая ложь и статистика. А уж советско-российская статистика…

Крымчане тоже недовольны. Пенсии-то им повысили (больше чем нашим, чем наши опять же недовольны), но и цены – тоже. Оказывается, халява ноу! А они-то на халяву рассчитывали.

Недавно читала дивную переписку в Фейсбуке. Некий украинец пишет российскому приятелю: ты, типа, всегда в Крыму отдыхал, и мы там были друзьями, а в этом году ты там был? На что наш отвечает: это ваши жидобандеровские олигархи подсунули России Крым, который нам вовсе не нужен, и вообще ты мне не друг после этого!

Другой крымчанин, бывший украинец, а нынче гражданин России, в шоке: хотел продлить канадскую визу, подал паспорт, а ему в ответ вообще запретили посещать Канаду на 10 лет! Он, видите ли, указал неверные сведения! Для Канады (как и для остального мира) Крым – часть Украины, так что какой российский паспорт? Ну и Шенген, чувствует он, тоже накроется…

В общем – ЧД (что делать)?

А вот с ЧД – проблема.

Вариантов всего два: либо оставить Крым в России и добиться, чтобы это признал весь мир, либо вернуть Украине.

Вариант вернуть – он, конечно, все решает, но он слишком радикальный. Мало кто решается об этом говорить. Ведь столько народу было в восторге, когда Крым был принят в состав России!

Но как принят… Гришковец, тот, который съел собаку (на Русском острове), сформулировал: Крым присоединен «справедливо, но незаконно». Вот это противоречие между «справедливо» и «законно» многих просто в ступор вводит.

Понятно, что Путин, подписавший указ о приеме Крыма в состав Российской Федерации, возвращать ничего не собирается. Он же совершил поступок, который останется в учебниках истории! Перечеркнуть его = перечеркнуть свое место в истории.

Но и оппозиция жмется. Алексей Навальный в недавнем интервью «Эху Москвы» сказал, что Крымнаш, и он же не бутерброд с колбасой, чтоб его передавать из рук в руки. Референдум, конечно, можно провести, но результат будет однозначный (то есть такой же, как и был).

Михаил Ходорковский, который уже заявил, что готов стать президентом России на переходный (от чего к чему?) период, тоже за Крымнаш и сказал, что не вернет его. Андрей Илларионов спросил его, а как же элемент «незаконно» - что с ним делать? Ходорковский не ответил прямо, но упомянул, что это «юридический фетишизм», а недавно и вовсе сказанул (Лента.ру сообщает), что отчасти разделяет с президентом РФ Владимиром Путиным взгляды на будущее России.

фото

«У нас с точки зрения целей, во всяком случае так, как он (Путин) декларировал до последнего времени: сильная страна, национальное государство, сильная экономика — наверное, здесь расхождений нет в отношении целей. «Русский мир» опять же, когда он об этом говорил в свое время, — наверное, и я бы это поддержал».

«Яблоко» (его лидер Сергей Митрохин) тоже недавно (14 декабря) высказалось:

«Мы не говорим, что Крым надо просто взять и отдать. Это было бы таким же популистским примитивным решением, как и нелегитимный референдум. Оно повлекло бы за собой в Крыму гражданскую войну. Мы предлагаем провести полностью легитимный референдум – с согласия Украины и под контролем международных организаций».

Ну, насчет согласия Украины – вопрос, конечно, интересный, но спорный. И согласие международных организаций – тоже. Состав населения Крыма ведь изменился с марта 2014 года. Кое-кто, не согласный с присоединением к России, уехал. Кое-кто, вполне согласный, приехал. Мустафу Джемилева, лидера крымских татар, в Крым не пускают – а ведь крымские татары, как коренное население, имеет преимущество в вопросе суверенитета территории – по международным законам.

Ну и последний вопрос: а почему там гражданская война случится в случае возвращения Крыма Украине?

Ну, а те оппозиционеры, кто за европейский путь России (Борис Немцов недавно призывал всех объединиться по этому поводу), говорят, в Европе границы между странами ЕС прозрачные, так что какая разница, кому принадлежит Крым…

Компромиссный вариант. Но если кто-то склонен за него уцепиться как за наилучший выход из сложившейся ситуации – облом вам, граждане. «С ворованным в Европу не берут!» - так наиболее доходчиво сформулировал препятствие Гарри Каспаров.

«Противники возврата Крыма Украине из числа российских оппозиционеров в обоснование своей позиции апеллируют, как правило, к «демократическим принципам», ссылаясь на то, что большинство граждан России выступают против такого возврата, а «демократическая власть» не может идти против воли народа. Однако подобная позиция изначально построена на ложных посылках, на которых необходимо в очередной раз заострить внимание.

Дело в том, что демократия предполагает не просто власть большинства, но и верховенство права. Если же власть большинства не подчинена праву и не ограничена им, то она представляет собой не демократию, а охлократию — тиранию большинства, которая ничем не привлекательнее тирании меньшинства», - говорит он.

Каспаров называет Крым даже не чемоданом без ручки, о чем говорили многие с момента присоединения и до сих пор, а «отравленной пилюлей».

Да нет уж. Крым, на мой взгляд, это своеобразный момент истины. Вы в восторге от «возвращения» Крыма? Тогда платите за свой восторг выросшими ценами в магазинах, выросшими тарифами ЖКХ, обесценившейся зарплатой – ну и так далее.

Считаете, что «справедливо» важнее чем «законно», отвергаете «юридический фетишизм»? Ну так не возмущайтесь, когда у вас отберут жилье или дачу, построят в вашем дворе торговый комплекс или «элитку», понизят вам зарплату или вообще посадят.

Говорите, что это все незаконно? Ну и что. Зато справедливо. Не для вас справедливо? Ну, это уже мелочи.