В последнее время депутаты…
Впрочем, последнее время – это с момента вступления в силу нынешнего созыва Государственной думы. Помните, многие голосовали «за любую партию, кроме партии жуликов и воров»? Ну вот, три «любые партии» и потеснили партию жуликов и воров. Все как заказывали.
И началось…
Что ни закон – то жесть, что ни законопроект – то маразм. Об инициативах, не дошедших до стадии хотя бы законопроектов, и говорить не хочется. В чем дело?
Любопытство разбирало многих. И наконец депутатов спросили напрямую: зачем они это делают? «Лента.ру» спросила. И оказалось…
Оказалось, депутаты это делают «для спектакля». Театр такой. Цирк.
А что делать? Законопроекты пишут не депутаты. Депутат Евгений Федоров (ЕР), сравнил свое место работы с театром. По его словам, он с коллегами «лишь принимает законы», а «депутатские инициативы — это о другом». Парламентарий отметил, что серьезные законопроекты «готовятся не в стенах Госдумы».
«Вся наша политическая система, а вместе с ней и Дума, выполняют единственную функцию – отвлекают на себя внимание общества, демонстрируя ему этот политический спектакль. Это как американская демократия, — цитирует Федорова Lenta.ru. — И я бы не сказал, что такие инициативы дискредитируют нашу Думу. Ведь не дискредитирует театр, если на его сцене вместо царей будут играть шутов».
Ну, если в театре вместо царей будут играть шутов – значит, таков режиссерский замысел. Театр это, конечно, не дискредитирует. Тем более актеров: они играют то, что велит им режиссер. Но если во всех спектаклях театра вместо королей будут шуты – публике это приестся и она уйдет в другой театр. Если театр один-единственный, то он потеряет зрителей, а о режиссере скажут, что таланту у него мало, раз никакого другого замысла не в силах родить.
Что касается нашей Госдумы – то вряд ли это замысел режиссера – превратить депутатов в шутов. Это их личная отсебятина. Ну да, они согласились с правилами игры: серьезные законопроекты готовятся не в стенах Думы. А им-то, депутатам, что в этом случае делать? Ничего? Да кто ж о них помнить будет! Вот они и изгаляются – чтоб запомнили. Например, выдвинуть 1 апрела законопроект о запрете чеснока. Такой депутатский шик: пошутить 1 апреля, но не сказать, что это шутка.
Депутаты уверяют, что ни один из их «прикольных», «шуточных», «пиарных» законопроектов принят не был. Так себе, игра, спектакль – чтоб зрители не скучали.
Но проблема в том, что те законы, которые депутаты приняли, мало чем отличаются от их «шуточек». Так что публика в напряжении от всякой депутатской инициативы: это всерьез они выдвигают или опять шутят?
Вот недавно депутаты озаботились профессионализмом. Типа: запретить людям работать не по специальности, которая написана в дипломе. Сначала госслужащим, а с 2020 года всем.
Разумеется, сразу же всплыла старая история с Иосифом Бродским, как его судили за тунеядство. Анна Ахматова при этом приговаривала: «Какую биографию делают рыжему!», а Фрида Вигдорова стенографировала ход судебного процесса. В результате мы можем сегодня открыть старые страницы и прочитать:
Судья: — А вообще какая ваша специальность?
Бродский: — Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: — А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: — Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: — А вы учились этому?
Бродский: — Чему?
Судья: — Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить ВУЗ, где готовят... где учат...
Бродский: — Я не думал, что это дается образованием.
Судья: — А чем же?
Бродский: — Я думаю, это... (растерянно)... от Бога...
Прав оказался Бродский, в дальнейшем получивший Нобелевскую премию за свои стихи: талант – от Бога.
А что же от депутатов?
А от депутатов – предложение распределить все работоспособное население по средневековым цехам. Видите ли, все больше и больше специалистов говорят, что в России построен неофеодализм. Со всеми почти средневековыми атрибутами. С неуважением к частной собственности – от «ЮКОСа» 10-летней давности до только что попавшей «под раздачу» «Системы»! (Евтушенков). Плюс тысячи «отжатых» более мелких бизнесов. Дерипаска, кстати, несколько лет назад говорил, что готов отдать бизнес, если или когда прикажут.
С вертикалью власти (помните феодальную лестницу?) с непроницаемостью между ступеньками — или, по-современному, с отсутствием социальных лифтов. С гигантской разницей между самыми богатыми и самыми бедными. С произволом и безнаказанностью силовиков. Не с такой абсолютной, как в средневековой Японии, где самурай имел право зарубить любого простолюдина – чтобы проверить остроту меча. И так далее, и так далее…
И вот дошло до средневековых цехов. Если у тебя в дипломе написано «инженер», то в портные тебе путь заказан. А если написано таинственное слово «маркшейдер», то не смей подниматься из шахты и лезть в программирование. Конечно, это облегченный, осовремененный вариант цехов. Никакой обязательной наследственности в профессии. Но диплом – это все!
Первым возразило Минком- связи. Оттуда рявкнули: журналистов – не троньте! Никаких профстандартов и дипломов, геть! Ну, пожалуй, диплом о высшем образовании не помешает, но насчет чтоб там было написано «журналист» — это не обязательно. В Японии, например, нет в вузах такой специальности, но любой имеющий высшее образование японец может обратиться в газету – там существуют специальные, скажем, курсы. И в этом есть рациональное зерно!
Да и в России (и в Советском Союзе, кстати) многие ли известные журналисты имеют профильное образование? Вот телевизионщики Дмитрий Киселев, Михаил Леонтьев, Сергей Доренко – без журналистского образования обходятся.
Конечно, есть профессии, где диплом о профильном образовании необходим. И первый пример: врачи. Тут уж никто не возразит. Но ведь и сейчас и в России, и везде в мире врачами имеют право работать только дипломированные специалисты! В пилоты современных самолетов никому в голову не придет взять человека без специального образования.
Но современный мир – это не средневековье. Это даже не индустриальный мир, а постиндустриальный. Сейчас ценится мобильность – в том числе в работе. Новые специальности возникают постоянно, и дипломированных специалистов по ним нет.
«Предлагаемый законопроект поставит человека в еще большую зависимость от начальника, — пишет Елена Зелинская, журналист, президент общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз», в АиФе. — Тут проскальзывает самая главная идея, которая в последнее время движет нашими депутатами, — пришпилить человека к какому-то конкретному месту, начать контролировать, сделать его еще более бесправным, вот на что нацелен этот законопроект. Он сам по себе написан людьми, которые не соответствуют ни тому, что написано у них в дипломах, ни своим должностям».
Золотые слова.
Теперь бы понять: это спущенный депутатам законопроект и он будет принят, или это депутатская инициатива для «чтоб говорили» и принят он не будет?
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото Иосифа Бродского poembook.ru; Госдума — свобода.орг