Богат нынешний год на юбилеи. Военные юбилеи.
Летом отметили 100-летие начала Первой мировой войны.
Бессмысленной войны, кровавой, никому не нужной, угробившей три империи… Так отметили, что многие заговорили о возможности третьей мировой (или четвертой, если третьей считать холодную войну).
Тихо отметили. Всегда в России эта война была на задворках, ибо призывал когда-то основоположник ленинизма: «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!» И превратили. Устроив для этого революцию. Некоторые гордятся ею, некоторые проклинают. Но в любом случае юбилей революции наступит только через три года. И в народе, кстати, поговаривают: «Скорей бы 17-й наступил!»
Потом мы отметили 75-летие начала Второй мировой войны.
Ну, тут нам хвалиться нечем. Потому что в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа мы чуть позже Гитлера напали на Польшу с другой стороны и «отжали» у нее западные области, присоединив их к Украине и Белоруссии. То есть все равно к Советскому Союзу. И провели совместный с вермахтом парад. В Бресте, ага.
Совсем недавно, 26 ноября, мы отметили 20-летие начала чеченской войны.
Практически молча отметили, только «Яблоко» конференцию провело. Свою, партийную. А чем тут хвастать? Вообще воевать с частью собственной страны, чтобы оставить ее частью страны – это особые мозги надо иметь.
Начали со ввода в Грозный танковой колонны, состоявшей из российских военнослужащих без опознавательных знаков, которых пытались выдать за авторхановскую оппозицию, и первой, провальной, попытки штурма города. Тогда не было еще терминов «зеленые человечки», «вежливые люди» и «самооборона» Крыма, и президентом был не Путин. Так что не будем на него так уж сильно наезжать. Это не Путин такой, это мы такие. «С Чечни начнется возрождение российской армии», ага.
И последний юбилей: 30 ноября мы отметили 75-летие начала советско-финской войны.
«Незнаменитая» война началась с провокации: у деревни Манийла наши обстреляли наши же войска из минометов, а народу сообщили: «По приказу Главного командования Красной Армии, ввиду новых вооруженных провокаций со стороны финской военщины, войска Ленинградского военного округа в 8 часов утра 30 ноября перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов». Кстати, гитлеровцы с подобной провокации начали нападение на Польшу – место называлось Вестерплятте.
Война планировалась быстрая. И то: разве можно сравнивать маленькую Финляндию и могучий Советский Союз? Впрочем, любая война, в которую ввязывалась или которую развязывала Россия (включая времена СССР), начиналась с патриотических восторгов и шапкозакидательства – и оказывалась длительной и кровопролитной, а заканчивалась зачастую плачевным результатом.
Это смерть. Не ушёл ни один От огня беспощадного дота. Снег срывается с хвойных вершин. Припорошена мёртвая рота. Вот он, рядом – холодный комок, А в глазах – безразличие стали. Я не звал тебя в гости, совок. Я не звал. Остальное – детали.
Это уже современные стихи Алексея Широпаева. В те времена тоже были стихи и песни. Наша песня «Встречай нас, Суоми-красавица» и финская «Нет, Молотов».
Да, приличную часть Финляндии «отжали» - хоть и не все, что планировалось. Но потери…
Да кто у нас считает потери!
А впереди еще юбилеи…