Так называется закон, который на днях приняла Госдума в первом чтении
То есть это народное название, так называемая народная этимология, типа «спинжак», потому что на спину надевается. На самом деле он называется иначе: проект федерального закона № 607554-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Законом Ротенберга это творчество стало называться, можно сказать, случайно: за пару дней до рассмотрения его в Думе произошло рядовое для нынешний времен событие: в Италии наложили арест на недвижимость упомянутого Ротенберга. По данным газеты Corriere della Sera, арестованы четыре виллы и квартира на Сардинии, а также гостиница Berg Luxury, расположенная недалеко от улицы Венето и Испанской лестницы в центре Рима.
Если бы власти, скажем, Англии арестовали в Лондоне недвижимость Абрамовича или футбольный клуб «Челси» — законопроект назвали бы законом Абрамовича.
Кстати, спасибо нашей Госдуме, что напомнила о существовании закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». А то многие жалуются, что решение суда есть, а исполнения нет – ну вот вам соответствующий закон, пользуйтесь.
Приняла Закон Ротенберга Госдума не сказать чтобы единогласно: проголосовали 233 депутата из фракции «Единая Россия» при необходимом минимуме в 226 голосов, еще 202 депутата из других фракций проголосовали против. Налицо единодушие едросов – и редкое единодушие КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», в кои то веки вспомнивших, что они – думская оппозиция.
Что же так возмутило публику в этом законопроекте? А то, что закон предполагает выплату из федерального бюджета компенсаций российским гражданам и организациям, зарубежное имущество которых подвергнуто аресту или другим взысканиям по решениям иностранных судов и других компетентным органам. Причем компенсация предлагается в размере стоимости арестованного за рубежом имущества плюс упущенная выгода. А у кого за рубежом имущество, которое может попасть под арест? Да у олигархов же, часть из которых уже попала под санкции. Есть и у других, менее богатых, но, во-первых, не на миллиарды, а во-вторых, они не имеют влияния на решения власти и потому под санкции не попали и не попадут. Значит, это закон для олигархов!
Депутаты так и говорят.
Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков возмущается тем, что проблемы бизнесменов и чиновников, попавших под санкции, будут решаться за счет всех граждан России; депутат от КПРФ Леонид Калашников считает, что законопроект направлен на защиту бизнесменов, «которые должны были знать, на что идут, когда рассовывали активы по западным странам»; другой депутат от КПРФ Вера Ганзя считает циничным и безнравственным возмещение из федерального бюджета потери российских предприятий и частных лиц, нередко составляющих порядка 20-30 млн. евро, в условиях надвигающегося экономического кризиса и сокращения социальных расходов: «На увеличение материнского капитала у них денег нет, а на это — откуда-то нашлись. А регионы нищие. Недавно вернулась из нашего региона, там в одном селе жители плачут — в сельском клубе крыша протекла, нет средств, чтобы починить. Вот им попробовали бы объяснить — зачем поддерживать наших олигархов».
Сам Ротенберг говорит, что закон не про него, он не собирается им пользоваться и требовать компенсацию. Что-то эта конструкция напоминает старый анекдот: я у тебя, во-первых, кастрюлю не брала, во-вторых, вернула, а в-третьих, она уже была без крышки, когда ты мне ее давала.
Едросы тоже хором уверяют публику, что речь не об олигархах и не о санкциях, а о жителях Крыма. О крымчанах. Потому что Крым же наш, а Украина считает, что Крым ее. И судить крымчан собирается в Киеве по своим законам. Правда, никого еще не осудила и ничего у крымчан не отсудила, но – раз имеет такую возможность – значит, имеет и намерение, а раз имеет намерение – то и будет. Так что мы это… Не об олигархах заботимся, о простых, совершенно простых людях. Превентивная мера, так сказать. И санкции тут ни при чем.
Ну… Если Крымнаш, то санкции очень даже при чем. Что же касается простых крымчан… То они, скорей всего, подпадают под старое определение: простота хуже воровства. Депутат вон говорит о бизнесменах, что они должны были знать, на что идут, когда рассовывали активы по западным странам. Ну и крымчане должны были знать, чем обернется скоропостижное отделение полуострова от одной страны и еще более скоропостижное присоединение к другой. Не думали? Ну так незнание закона не избавляет от ответственности – это общий принцип.
К тому же получили крымчане присоединение к России на халяву. 23 года назад они проголосовали за независимость Украины и жили себе в Украине без особых возражений. Да, пророссийские настроения были – на уровне болтовни на кухнях. Существовало ли широкое общественное движение «за отсоединение и присоединение»? Нет. Существовала ли партия политическая, ратовавшая за что-то подобное? Существовала – партия Аксенова (Горбина). Сколько она процентов получила на последний выборах в составе Украины? Три процента. Такова реальность. А поговорить, как мы не любим Украину и как нам хочется в Россию – почему бы не поговорить. Главное чтоб ничего для этого не пришлось делать. Вот бы лечь спать в Украине, а проснуться в России.
Вот их желание и осуществили вежливые зеленые человечки. Радость! Восторг! Счастье!
Вот и радуйтесь, халявщики. Какие вам еще компенсации?
Впрочем, многие отмахиваются от «простых крымчан» как причины и даже повода появления закона Ротенберга. Все-таки большинству кажется, что проталкивающие закон имеют в виду персонажей уровня Ротенберга. Ощущение такое висит в воздухе.
И как тут не вспомнить, что не так давно (года не прошло) Россия «попала» на 50 миллиардов, которые у нее отсудили бывшие акционеры ЮКОСа. Суд иностранный, да.
А в законопроекте, за который так дружно проголосовали едросы, оформлена идея, которая на разные лады уже не один год повторяли наши «верхние»: неправосудность любых зарубежных решений по нашим делам. Любых! То есть любых, которые не понравятся не каким-то там крымчанам, а людям уровня Ротенберга, Сечина и выше. Раньше подобные высказывания можно было приравнять к болтовне на кухне, а после принятия закона Ротенберга это будет вполне себе легальный принцип. Закон, на который можно ссылаться.
Ротенберг, кстати, правильно говорит: «Можно только с юмором относиться к выводам отдельных изданий, что из-за потерянного дома возможно пролоббировать федеральный закон».
Конечно, ради дома в Италии или санатория в Крыму это невозможно. Но есть же и более весомые вещи.
Кстати, правительство первоначально не одобрило этот законопроект. Но потом выяснилось, что его поддерживает Медведев, а он председатель правительства. Премьер. Ну и одобрили.
Так что закон Ротенберга наверняка будет принят – срок выплаты 50 миллиардов не за горами. Платить будет бюджет – то есть мы, граждане. Налоги, цены, неотремонтированные дома, закрывающиеся больницы – вот эта цена.
Нет, не все так явно. В законопроекте предусмотрена возможность регрессного требования иностранному государству, суд которого вынес неправосудное решение.
Возможность предусмотрена, но все же понимают, что это фикция. Неужто судебные приставы могут арестовать счета иностранного государства в Сбербанке, если их не было, нет и не будет? Или явятся в посольство и опишут мебель? Конечно, это нереально, так что процедуры получения от иностранного государства суммы, аналогичной выплаченной из бюджета Российской Федерации «ограбленному» олигарху или его компании, просто нет в законе.
Ничего, утешает министр финансов Антон Силуанов, на бюджете этот закон не скажется – компенсации-то, как правило, незначительные, да и выплачиваются не в полном объеме. Можно, конечно, и поверить министру, но в законе Ротенберга-то написано, что компенсация возмещает все потери плюс упущенную выгоду.
Для бюджета, может, это и незначительные суммы, но пополняется-то бюджет из наших карманов!
Готовьтесь, граждане!