Очень часто в обсуждениях «про Украину» всплывает вопрос: а откуда вы знаете, кто врет, а кто нет? Все же врут, небось.
Вопрос важный, на самом деле. Идет информационная война, у каждой стороны свои интересы. На фейках ловили и тех, и этих, да и просто есть известный феномен, что люди избирательно воспринимают факты, и даже свидетели могут присочинять — ради святого дела. А то и искренне верить в свою немного подтасованную версию событий. А уж политики и вовсе врут — это их ключевая компетенция. И как же тогда разобраться?
Иногда приходят на помощь личные связи. Просто знаешь какого-то человека, и уверен, что он не станет врать и искажать информацию даже из соображений идейной борьбы. Мне в этом смысле легче, поскольку моя лента и до всех событий наполовину была украинской, и это не политики, а обычные люди, в основном приемные родители и коллеги.
Позиция у них разная, но некоторая стереоскопия возникает. Но, понятно, что это особая ситуация, не у всех так.
Как понять, чье ТВ врет? Российское или украинское? Тут как раз просто. Дело в постановке вопроса. Не о том речь, кто НИКОГДА не врет. Такого в условиях войны не бывает. Речь о правилах игры. Где может быть высказана только одна точка зрения, а где разные? Где для этого есть чисто технические возможности, а где их нет?
На украинском ТВ идут многочасовые прямые эфиры. Это значит, что любая правда может быть высказана или хотя бы выкрикнута в отбираемый (допустим) микрофон. Людьми в студии, людьми на площади, которым дают микрофон. Самим ведущим, которого «пробило», как когда-то Миткову (раньше и зомби были живыми людьми).
На росТВ все щели замазаны. Комар не пролезет. Фильтруется каждое слово. Даже если дают «прямое включение» с улицы — спрашивают у заранее подготовленных людей. Зачем бы это делать, если не собираешься тотально врать?
Сопоставив эти два обстоятельства, я понимаю, что вопрос «кому верить» для меня решен.
Мне неважно, сколько фейков с укрТВ мне приведут в пример. У них есть возможность сказать другое — все, это решающий довод. Я могу усомниться в конкретном сюжете, но в целом — верю. Когда и если правила уравняются, тогда будем фейки сравнивать.
Дальше — политики. Та же штука, на самом деле. Я не могу заглянуть в голову ни Меркель с Обамой, ни Путину с Лавровым. Лично мы не знакомы, верить ли им как людям — я не знаю. Опять же, политики, грязная работенка. Наверняка и соврут когда.
Смотрим на правила игры.
У Обамы и Меркель за спиной — реальная политическая оппозиция, свора журналюг, которые за вранье растерзают в клочья. Соврешь и разоблачат — конец карьеры, соперники загрызут, вспомним бедолагу Клинтона. А впереди выборы, не «подсчет голосов», а прям таки всерьез. Избиратели с их чертовой протестантской этикой, они вранья не любят. А газ в домах любят. И вот каким надо быть камикадзе, чтобы в этой ситуации врать, например, про присутствие российских войск? Даже если бы вдруг захотелось?
Теперь Путин с Лавровым. Оппозиции нет, независимых СМИ нет, другая точка зрения запрещена на дальних подступах — щели законопачены и уплотнены новыми законами УК.
Избиратели, если их можно так назвать, будут только в восторге: «Эк наш их ловко срезал! И не подкопаешься! Доказательств, что это Россия, нет! (с)».
Ври — не хочу. Еще и рейтинг вырастет.
И что, я, по вашему, зная то и это, должна ломать голову над тем, кому верить? Увольте.