Из-за украинских событий рассорились тысячи семей, это известно всем. Почти у каждого есть среди знакомых кто-то, переживающий свою персональную холодную мини-войну. Недавно мой близкий друг поведал, что вообще не может разговаривать со своими родителями об Украине — а родители его плакали на похоронах академика Сахарова, стояли в августе 1991-го на баррикадах и в октябре 1993-го защищали Моссовет. Они интеллигентные люди, поэтому «бандеровцем» сына в глаза еще не называют.
Но семьи перемирятся, а вот в некоторых сегментах российского оппозиционного движения разрушительные последствия украинского кризиса вряд ли обратимы.
Пожалуй, самый болезненный раскол переживает сейчас лагерь националистов. В домайданные времена они были наиболее монолитной из всех российских политических сил. И национал-демократы во главе с публицистом Константином Крыловым, и ультраправое движение «Русские», и левые националисты — множество групп и фракций вместе заседали в оргкомитете «Русского марша» и выходили на митинги против «этнопреступности».
Но украинская революция и последовавшая вскоре война развели националистов по разные стороны фронта, в том числе — и в буквальном смысле слова. В одном из ультраправых пабликов «Вконтакте» сейчас проводится опрос на тему «Каким должен быть русский марш-2014». В пользу «единой акции русских националистов с запретом любых лозунгов, связанных с Украиной» высказались 16,9% участников голосования. В том, что «Русский марш» должен быть за Новороссию, а все остальное – вторично», убеждены 31,2%. Но 51,9% проголосовавших считают, что «Русский марш должен быть под лозунгами русско-украинского славянского единства, против ватников и шовинистов».
Александр Белов и Дмитрий Демушкин. Фото: East News
К восьмому сентября на странице «Вконтакте» проголосовали более 15 тысяч человек. Скорее всего, главные драйверы «Русского марша» — сопредседатели движения «Русские» Дмитрий Демушкин и Александр Белов-Поткин — сделают все возможное, чтобы попытаться примирить врагов и друзей Украины.
От Демушкина это потребовало в своем роде виртуозности: с одной стороны, он по-имперски отказывает украинцам в этнической самостоятельности, называя их частью русского народа, а войну в Украине — «войной между русскими». «Соответственно, для нас очевидно, что поддерживать и разжигать войну между русскими не нужно», — делает следующий логический ход Демушкин, и парадоксально переходит к осуждению «мерзкой антиукраинской кампании, развязанной в кремлевских СМИ».
Противниками военной экспансии Кремля в Украину оказались и некоторые националисты «старого типа» (Владимир Басманов, Софья Будникова и редакция популярной в националистических кругах «Национальной службы новостей»), не замеченные в ситуативным переформатировании своей идеологии.
А вот Национально-демократическая партия, годами продвигавшая лозунг «Русский – значит свободный» и участвовавшая практически во всех митингах эпохи Болотной-Сахарова, сегодня прославляет «Новороссию» с ее героями — Бесом и Моторолой.
На сайте НДП недавний Марш мира называется «Маршем чужих»: «Это чужие. Хронические «неРусские», обратившие свою «нерусскость» в ремесло и политическую позицию».
Грустно наблюдать, как Константин Крылов — объективно не последний российский интеллектуал, немало сделавший для осовременивания политической культуры русского национализма — теперь с нежностью комментирует пресс-конференции Игоря Стрелкова.
Напомню, во время последней своей встречи с журналистами бывший министр обороны ДНР рассуждал о методах нейролингвистического программирования, используемых «киевской хунтой», и говорил, что готов подавлять протестное движение в России. И Крылов, партия которого сама еще недавно была частью этого движения, делает вывод, что «Стрелков в данном случае говорил то, что его вынудили сказать».
Среди левых националистов по украинскому вопросу произошел раскол. Возглавляемая Эдуардом Лимоновым «Другая Россия» с самого начала требовала подавления киевского восстания. Когда революция победила, лимоновцы развернули яростную кампанию в поддержку инспирированного Москвой сепаратистского движения; проповеди вождя другороссов в точности повторяют риторику самых одиозных кремлевских пропагандистов.
Заявление НБП по Украине, удаленное с сайта nbp-info.ru
Здесь интересно, что предшественница «Другой России» — ныне запрещенная Национал-большевистская партия (НБП) — в 2004 году горячо поддержала «Оранжевую революцию».
«Мы приветствуем братский украинский народ, решивший взять свою судьбу в свои руки. Мы приветствуем под оранжевыми знаменами не Ющенко, но порыв и страсть украинского народа. Мы приветствуем неожиданный, но исключительно взрывчатый союз украинских демократов и либералов с украинскими националистами. Так держать, товарищи! Против мрачных мертвецов Кучмы и Януковича», — говорилось в заявлении ЦК НБП.
Нацболы тогда были в первых рядах борьбы с авторитаризмом, и для многих партийцев этот опыт не прошел даром. Из-за антиукраинской позиции Лимонова несколько региональных отделений вышли из «Другой России» и образовали радикально-антикремлевскую «Национал-большевистскую платформу». На Марше мира они шли в составе «национал-революционного блока» с транспарантом «Свободу народам! Смерть империям!»
Пока проукраинские национал-революционеры шагали по бульварам к проспекту Сахарова, их бывшие однопартийцы-другороссы в компании антисемитов, дугинцев и сталинистов подпрыгивали за спинами полиции, провоцируя участников Марша на драку.
Так, на руинах коалиций и репутаций, русский национализм готовится отмечать свой главный праздник — 4 ноября. И возможно, традиционный «Русский марш» в этом году впервые окажется под угрозой срыва не из-за запрета властей, а просто потому, что русские националисты теперь друг друга ненавидят.
Наблюдая за линией раскола среди вчерашних соратников, понимаешь: эта война — не идеологическая, по крайней мере, если под идеологией понимать набор лозунгов, стратегий и программ. Это конфликт между теми, кто способен чувствовать несправедливость (а в отношении Украины на наших глазах совершается огромная несправедливость), и теми, чьи души от этого неуютного чувства надежно защищены предрассудками. И ветхие идеологии здесь ни при чем.
Роман Попков, журналист.
Члены «Национал-революционного блока» на Марше мира, 21 сентября 2014 года. Фото: сообщество «Народная Воля» в «ВКонтакте»