фотоСтранное название — «День России», словно это какой-то ведомственный праздник: день шахтера, танкиста или работника пищеблока. В этой обыденности теряется все величие российского народа, создавшего уникальную культуру, отстоявшего свою национальную независимость в лютом климате и непролазных болотах с тучей гнуса, расширившего границы своего государства до выхода во все океаны мира. И это, при том, что вражеские волны шли на Русь со всех сторон света, но все они разбились о грудь нашего народа. И памятнее всех русскому народу татаро-монгольское иго.

ГЛАВНАЯ НАРОДНАЯ ТРОПА РОССИИ

Подтверждение этой соборной народной памяти о лютых испытаниях и победе над ними – Троице-Сергиева Лавра. Если на Поклонной горе, где построен грандиозный мемориал, посвященный победе в Великой Отечественной войне, людно бывает преимущественно 9 мая, а в остальные дни там единицы посетителей, то к Лавре уже более шести сотен лет не зарастает ежедневная густая народная тропа. В какое бы время дня и года туда ни приехал, с парковкой машины всегда проблема. Так что проще на электричке. В чем секрет, чем так магнитит это место столько веков?

3 мая 2014 года здесь состоялись торжества по случаю 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского – игумена земли русской. На торжества я не попала, так как прилетела в Москву позже. Приехали мы в Лавру под вечер, майский день был очень жарким, но земля еще не прогрелась и от нее шла легкая прохлада. У раки с мощами Преподобного привычной дневной очереди уже не было. Тихо поставив свечи, мы вышли из Троицкого собора, возведенного на месте маленькой часовенки, построенной некогда руками самого Сергия.

Как всегда на закате, в воздухе было разлито какое-то особое спокойствие, вызывающее под сенью золотых куполов и на фоне дивных окрестных майских холмов давно забытое чувство безмятежности. Возможно, верующие называют такое чувство благодатью, я называю это редкое состояние полным покоем души. В моем визите в Лавру не было какой-либо цели, а лишь желание просто поставить свечу в благодарность, да тихо посидеть там, где земля намолена Сергием, и откуда провожал он на битву Дмитрия Донского.

На обратном пути при выезде из Лавры мне показали скрытый от любопытных туристов родничок метрах в 150 от стен монастыря. Из родничка вытекал ручей, наполняя небольшую крытую купель. Рядом расположилась маленькая деревянная часовенка. На скамейке у купели сидели в ожидании своей очереди женщины, пока в нее окунались мужчины. В предании об этом источнике сказано, что ученик Сергия, преподобный Савва, «извел его из недр земных молитвою у Троице-Сергиевой Лавры». Попив воды из родника и осмотрев часовню, мы двинулись в обратный путь. По дороге я приметила указатель с надписью «Абрамцево».

Через неделю мы поехали в Абрамцево с блефующим навигатором и без точных ориентиров, надеясь не прозевать придорожный указатель. И когда уже почти были уверены, что мы его прозевали, долгожданная надпись появилась, и мы повернули в нужном направлении. Увидев вскоре большую каменную стену, решили, что приехали. Выйдя из машины, направились ко входу в стене.

Однако мы ошиблись, и это была одна их лучших ошибок в моей жизни. За стеной находилась не усадьба-заповедник «Абрамцево», а женский монастырь, где покоятся мощи родителей Сергия – Кирилла и Марии.

По обычаю пеших богомольцев, когда они идут на поклон к Сергию в Лавру, то вначале посещают раку его родителей. У нас получилось наоборот, словно сам Сергий послал нас навестить его родителей. От неожиданности, узнав, что здесь покоятся родители Преподобного, я обняла сообщившую мне это известие монашку, а она в ответ просияла какой-то понимающей радостью.

Все время пребывания в этом монастыре у меня было ощущение, что мы здесь дорогие гости, то есть не лично я и мои спутники, а вообще все, кто находится на его территории. С детства я не видела рядом так много тихих и спокойных глаз. Никаких косых взглядов и одергиваний, столь привычных в православных храмах со стороны их служителей. Молча, указали на корзину с косынками при входе в храм, молча, подняли предостерегающе раскрытую ладошку в знак того, что в храме во время службы фотографирование неуместно. Правда, мы успели согрешить, сделав пару снимков у раки.

Дата основания этого монастыря неизвестна, первые упоминания о нем относят к 1308 году. Вначале Хотьковский монастырь был мужеско-женским и здесь, в Покровском храме, родители Преподобного приняли постриг, а в 1339 году (согласно «Жития русских святых») скончались. История этого монастыря древна и многопечальна, как, впрочем, и история всего великого русского народа.

В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году монашеская жизнь возобновилась. В настоящее время при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, а в 2000 году открыт приют-пансионат для девочек.

В Абрамцево мы все же попали, но двери усадьбы уже были закрыты. Полюбовались окрестностями и двинулись в сторону Москвы. На обратном пути миновали Радонеж, куда из Ростова вместе с родителями Марией и Кириллом переселился юный Варфоломей, будущий святитель земли русской.

МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ

В последнее время появилось немало высказываний устных и письменных исследований о том, что никакого татаро-монгольского ига вообще не было. Что от Золотой Орды была одна сплошная польза, так как она охраняла границы русских княжеств от вражеских набегов. А могущественные моголы показывали Руси пример истинной государственности. Словом, были душки!

Не будучи этнографом и историком, поискала, что говорят первоисточники о том, кто такие татары и монголы, и как они объединились в одну орду.

Конечно, то, что изложено Карамзиным, нельзя отнести к первоисточникам, поскольку пользовался он при описании этого периода преимущественно трудами европейских историков. Но, за неимением ничего другого, процитирую Карамзина:

«В нынешней Татарии китайской, на юг от Иркутской губернии, в степях не известных ни грекам, ни римлянам, скитались орды моголов, единоплеменных с восточными турками. Сей народ дикий, разрозненный, питаясь ловлею зверей, скотоводством и грабежами, зависел от татар ниучей, господствовавших в северной части Китая... Но около половины 12 века стал славиться победами».

Как далее повествует Карамзин, Хан Езукай Багадур сумел покорить многие соседние области, но в еще молодом возрасте был отравлен татарами, оставив после себя 40 000 подвластных ему семей и данников. А также четверых сыновей, среди которых и 13-летний Темучжин, будущий завоеватель самого большого пространства за всю историю человечества – Чингис-хан.

фото«По кончине Багадура многие из данников отложились от его сына. Темучжин собрал 30 000 воинов, разбил мятежников и в семидесяти котлах, наполненных кипящею водою, сварил главных виновников бунта.

Юный хан все еще признавал над собою власть монарха татарского и служил ему в разных воинских предприятиях, но скоро надменный блестящими успехами своего победоносного оружия, захотел независимости и первенства. Ужасать врагов местью, питать усердие друзей щедрыми наградами, казаться народу человеком сверхъестественным было его правилом.

Все особенные начальники могольских и татарских орд добровольно или от страха покорились ему: он собрал их на берегу одной быстрой реки, с торжественным обрядом пил ее воду и клялся делить с ними горькое и сладкое», — так, согласно Карамзину, образовалась татаро-монгольская орда.

В единственном попавшемся мне первоисточнике монгольского эпоса «Сокровенное сказание или Монгольский обыденный изборник», подробно излагающем биографию Чингисхана, соединение татар и монголов в одну орду изложено несколько иначе.

По этой версии Тимучжин родился уже со знаком — сгустком крови между пальцами. После смерти отца он много раз попадал в плен, прежде чем сумел с помощью друга отца объединить 4 тьмы моголов и разбить татар. Случилось это после того, как татары взяли в плен и увезли всю его семью. С тех пор ярость и победы Тимучжина не утихали до конца его дней. После этой первой большой победы избрали его ханом и стали именовать Чингис-ханом – Великим ханом.

После битвы стали думать, что делать с пленными татарами. Вот как об этом повествует «Сокровенное сказание»: «Покончив с казнями главарей и сбором пленных татар, Чингис-хан созвал в уединенной юрте Великий семейный совет для решения вопроса о том, как поступить с полоненным татарским народом. На совете поговорили и покончили с этим делом так: татарское племя – это исконные губители дедов и отцов (наших). Истребим же их полностью, равняя ростом к тележной чеке, в отмщение и в воздаяние за дедов и отцов. Дотла истребим их, а остающихся (малых детей, ростом ниже тележной чеки) обратим в рабство и раздадим по разным местам».

Несмотря на отчаянное сопротивление татар, оповещенных о предстоящем уничтожении, моголы с большими потерями исполнили задуманное, истребив всех татар ростом выше повозки. По такому раскладу получается, что в орду влились подросшие дети татар, да дети, рожденные от татарских жен. Впрочем, татары были весьма разноплеменны, так что и версию Карамзина не стоит сбрасывать со счета.

Иные историки повествуют, что так поступал Чингис-хан и с другими покоренными народами, оставляя в тылу только женщин и детей, что и обеспечило долгожительство его империи – бунтовать было некому.

Сам Чингисхан в поход на Русь не ходил и в битве при Калке не участвовал. Воевали с Русью воины еще более свирепые, чем сам Великий хан. Вот как описывает одного из них «Сокровенное сказание»: «Говорят про тебя, что ты в походе не оставлял у людей и задней части, у кого только она была в целости, что ты драл у солдат кожу с лица. Уж не ты ли и русских привел к покорности этою своею свирепостью?»

Впрочем, проиграли битву при Калке еще и из-за предательства половцев и спеси князя Мстислава Галицкого, не пожелавшего ни с кем поделиться победою и потому не оповестившего запасные два войска.

И воцарился с 1223 года на Руси страх по городам и весям от набегов орды. Народ прятался по лесам и дичал. Одичали и князья, увязнув в бесконечной мести друг к другу. Ездили даже семейные споры разбирать в ставку, да наушничать друг на друга. А татарам только того и надобно: подливали масло в огонь, поощряли доносчиков — подать скашивали. Ну, князья и старались выслужиться, задабривая богатыми подарками ханских жен и вельмож.

Так продолжалось, пока ни родился Сергий Радонежский – духовный наставник Дмитрия Донского. Прошел Преподобный сотни верст пешком по русской земле для примирения князей.

ВСЯ ЖИЗНЬ — МОЛИТВА ЗА РОССИЮ

Из-за этих бесконечных княжеских поборов для ставки беднели все вокруг, обеднели и ростовские бояре Кирилл и Мария, и решили переселиться подальше от Ростова. Так и оказался вместе с ними в подмосковном Радонеже отрок Варфоломей.

«Падала нравственность, процветали воровство, обман, ложь, вражда, междоусобицы, распутство, пьянство – погибала Русь Православная. Но Бог готовил прославление Руси».

Усиливалось лишь одно Московское княжество тем, что не дробило землю между детьми, а напротив, старалось еще прикупить ее или завоевать. И на свою землю приманивало переселенцев из других областей. Вот туда и переехали Кирилл с Марией и тремя сыновьями, двое из которых впоследствии женились, а Варфоломей остался ухаживать за родителями, хотя с малых лет тянулся к отшельнической жизни.

Похоронив родителей, он исполнил свое давнее желание – ушел в отшельники. Присоединился к нему и старший брат, у которого умерла жена. Долго братья выбирали место, пока ни нашли небольшую поляну на холме, под которым текла речушка. Здесь соорудили сначала шалаш, а потом своими руками срубили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, отсюда и название Троице-Сергиева лавра. Недолго вытерпел старший брат глушь пустынную – ушел в богатый монастырь.

Варфоломей остался один, вскоре посетивший его игумен постриг юношу в монахи с именем Сергий.

Так прожил он в полном одиночестве два года, но пошла по Руси молва, что живет в лесах Божий человек, и стали приходить к нему люди, которые тоже тяготели к отшельничеству. Никого не прогонял Сергий, так его жилище превратилось в небольшой монастырь.

Все необходимое добывалось исключительно своим трудом, если кто ленился, Сергий делал за него работу сам, никого не укоряя. Даже когда после многих просьб согласился стать игуменом разросшегося монастыря, не изменял свои привычкам, оставался для братии все тем же поваром, дровосеком, портным, плотником, копал огород, собирал картошку… Много чудес происходило рядом с Сергием, но в данном случае не о них речь.

Многие не верили, увидев впервые, что монах в протертой до дыр рясе, копавший огород и есть игумен и человек Божий. Да быстро прозревали, поговорив с ним. Много предложений было Сергию занять пост повыше, но не о том были его молитвы: духовное воспитание князя Дмитрия, да примирение враждующих князей занимали немало времени. Зато Московское княжество укреплялось само и укрепляло свое влияние среди соседей, и почувствовав вскоре силу, отказалось платить дань в Орду. Мамай не стал долго ждать и двинулся на Москву.

Перед походом завернул великий князь Дмитрий в Лавру, отслужил Сергий молебен, отобедали, после чего сказал Дмитрию Преподобный: «За эту минуту промедления продлится жизнь твоя, не погибнешь в бою». Может, совсем другие слова были, но смысл этот.

Подойдя к Дону, никак не могли решить, где лучше биться – переходить Дон, чтобы удержать робких воинов от бегства или ждать Мамая, не переходя реку. И здесь помог Сергий – прислал письмо, чтобы не медлили и не теряли время. После чего сразу стали наводить переправу. И еще в том письме Преподобный благословил войско, чем несказанно поднял дух.

Во время этой битвы благочестивые жены боярские сидели на ступенях кремлевского храма, не вкушая пищи и воды. А в лавре все время шел молебен, Сергий духовным оком прозревал битву, называл имена павших воинов, и сам произносил с братией за них заупокойную молитву. Наконец он объявил о конце битвы и победе.

Дмитрий бился в первых рядах, и, хотя был изранен, но остался жив. После победы Великий князь со многими воинами опять прибыл в обитель Троицы, чтобы поблагодарить Сергия за молитвы и воздать благодарение Богу. Рассказав о подвиге инока Александра, князь добавил: «Если бы отче святый, твой послушник, Пересвет, не убил татарина богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную».

Так через 150 лет после поражения на Калке началось под духовным водительством Сергия Радонежского освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ

В последние месяцы в связи с двусторонним обострением националистических настроений между украинскими и русскими националистами неожиданно вклинился вопрос о крымских татарах. Пошло много разных домыслов: те это татары из орды или другие, был или не был русскими устроен им геноцид в СССР. Коль был, то от русских лучше держаться подальше. Но как подальше, если Крым теперь часть России?

Украинские националисты тоже делали еще раньше предъяву русским за геноцид в виде голодомора. Между тем, если говорить о геноциде татар и украинцев, то это никакого отношения к русскому народу не имеет. Геноцид устроил товарищ Сталин всем гражданам СССР, включая и своих земляков грузин, при этом кто-то пострадал меньше, кто-то больше.

Теперь вот собираются вернуть Волгограду имя товарища Сталина, словно он был в этой битве полководцем и шел там сам в бой. Словно не русских мужиков бросали там тысячами на немецкие танки, чтобы город, носящий имя тирана, не был сдан. Когда и где видели Сталина на этой войне? Почему царь Александр I не присвоил себе победу над французами, а отдал эту честь полководцу? То же относится и к Екатерине II в связи с присоединением Крыма. А в Сталинграде, значит, победил не народ, выкупанный в крови по брови, а товарищ Сталин? Экое презрение к собственному народу! Сколько жизней могло быть спасено, не угробь усатый гражданин полководцев и не начни он с Гитлером дележку чужих земель.

Что касается крымских татар, то по отношению к ним Сталин был действительно беспощаднее, чем ко многим другим. Но причем здесь геноцид со стороны русского народа?

Да, часть татар действительно во время немецкой оккупации создала в Симферополе «Крымский мусульманский комитет», который работал под непосредственным руководством СС. Позже фашисты развеяли надежды этого комитета, что Крым достанется татарам и запретили комитету называться крымским.

«Комитет состоял из шести отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный» Википедия.

Главная задача комитета было формирование добровольческих отрядов крымских татар для борьбы с партизанами. Вербовка была санкционирована лично Гитлером. Знающие все тропы в Крыму эти отряды столь преуспели в Крыму, что партизанское движение во многих местах решено было свернуть. В 1944 году эти отряды оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии, но все они покинули Крым вместе с германскими войсками. Дальше они воевали уже за пределами СССР, создав Татарский горно-егерский полк СС.

В то же время многие крымские татары воевали в Красной Армии, а часть ушли в партизаны. Так что воевали в Крыму перешедшие на сторону немцев татары и со своими соотечественниками-партизанами.

Много лет назад я прожила в Крыму около месяцев и услышала много историй от местных жителей, переживших оккупацию. Да и могил партизан по дороге из Ялты в Феодосию сама насмотрелась. Только вот тех татар, кто воевал в рядах СС, депортация не коснулась ускользнули с немцами.

Депортация началась утром 18 мая 1944 года. Всего из Крыма было депортировано более 47 тысяч татарских семей. И что самое позорное, что не только матери с грудными детьми, «но и крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 год. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта» Википедия.

По воле доброго Сталина крымских татар держали в ссылке до 1989 года, пока злой Горбачев не позволил тем, кто выжил, вернуться в Крым.

И поди тут, разберись, чем усатое иго отличается от татаро-монгольского? Тем разве, что Мамаев курган так никто и не переименовал, а вот Волгоград вновь собираются называть Сталинградом. Может, Сталин и есть реинкарнация Мамая?

Винить русский народ за грехи его тиранов непозволительно, как непозволительно и с излишним усердием унижать наш народ за то, что не подражает он украинскому народу по части Майдана. День России еще впереди. С днем России, соотечественники! Всякая власть временна, а народ вечен!