Большинство из нас, далеких от военного дела людей, живет устаревшими и романтизированными представлениями о войне. Модельная война, открывшая серию военных конфликтов современности — война в Персидском заливе 1991 года.
Вот кратко и ясно о ней в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_в_Персидском_заливе. Почитайте, те кто совсем не помнит этой ситуации. Особенно обратите внимание на список участников коалиции.
История с Ираком важна еще и потому, что Хусейн, судя по всему, был убежден: мир слишком зависим от иракской нефти и ему все сойдет с рук. Это ответ тем, кто уже сейчас начал высокомерно улыбаться и говорить про «наш газ».
Тогда, в начале 90-х, и родилась система разрешения таких конфликтов, и она с тех пор многократно применялась. Так что можно предполагать, что и в отношении России будет организовано что-то подобное — если сейчас все не закончится включением тормозов.
Попробуем представить себе, как «вторая Крымская война» может выглядеть при самом плохом развитии ситуации вокруг Крыма. Скажу сразу, что ядерный конфликт я не считаю реальным, он никому не выгоден — и прежде всего, России. Одной против всех других ядерных держав — это прямой путь в радиоактивную пустыню.
Во-первых, в современных условиях сами по себе военные столкновения занимают мало времени по сравнению с долгой к ним подготовкой. Это надо учитывать всем тем, кто думает, что все начнется на днях и кончится быстро. В 1990-1991 годах от вторжении войск Саддама Хусейна в Кувейт до изгнания иракских войск из него прошло пол года.
Во-вторых, мирное население больше всего страдает не от войны, а от экономических санкций, которые вводятся на самой ранней стадии и, как это было с Ираком и Сербией, отменяются только после смены власти в стране. В ситуации Ирака процесс занял 12 лет, и чем все кончилось для Ирака — вы и сами знаете, нет больше такой страны.
То есть, окончание боевых действий в очаге конфликта (в нашем случае — это, к сожалению, цветущий весенне-летний Крым) вовсе не означает автоматического окончание неприятностей для населения России.
Важное замечание для тех, кто убежден в том, что «никто не будет из-за Украины лезть на рожон». Дело-то уже не только в Украине, что бы ни говорили пропагандисты. По сути, под вопросом вся система международных договоров в современном мире, вся система коллективной безопасности, при которой суверенитет и территориальная целостность одних стран гарантируется другими.
Ведь если Россия может взять и наплевать на договора, в которых гарантами выступают США и Британия, и ей за это ничего не будет, то это же может проделать и кто-то еще. Готовы ли США и НАТО к тому, что в них перестанут верить и их перестанут бояться? Сомневаюсь, это фундамент современного мира и его экономики, даже если кому-то это и не нравится.
Итак, как все это может развиваться в нынешней ситуации
Первая стадия: предварительные консультации
Она идет сейчас. Все пытаются отговорить Путина от авантюры, попутно готовясь к другим вариантам. На данном этапе заинтересованные стороны должны окончательно признаться себе и друг другу, что миром ситуацию не разрешить. Как только она закончится, начнется
Вторая стадия: изоляция агрессора
Россия публично объявляется агрессором, начинается формирование коалиции сил помощи Украине.
Этот процесс может занять много месяцев — но куда кому спешить? Время работает против агрессора, особенно с учетом экономического фактора. На первом этапе достаточно просто укрепить границы Украины и блокировать оккупированный Крым.
Третья стадия: режим санкций
Это самое неприятное для нас, обычных граждан. Арест счетов и бизнесов верхушки РФ — это, конечно, приятно, но исключительно в моральном плане. Введение санкций всегда больно бьет по простым людям, а сильнее всего — по самым бедным.
Это сейчас, в шовинистическом порыве, легко рассуждать что «обойдемся». Любой, кто хоть немного в курсе структуры российской экономики, прекрасно понимает: экономические санкции обрушат ее в несколько месяцев.
Не будет ни банков, ни товаров, ни услуг. Начиная от обслуживания карточек Master и Visa, кончая Интернетом (который отключат наши же руководители). Лекарства, привычные продукты питания, запчасти для техники — это еще не полный список. Все это разрушит множество бизнес-структур в России, оставив без работы наших же сограждан.
Война — это циничное дело и что бы там ни говорилось о том, что санкции не против населения, это все неправда или полуправда. Истинная цель любых санкций — сделать жизнь граждан невыносимой, что рано или поздно вызывает ненависть к собственной власти даже у самых отчаянных шовинистов. Главный фактор тут — время.
Описанные мною явления наступят не сразу, умирание экономики от санкций займет несколько месяцев и даже лет — но, повторюсь, а кому куда спешить? Наоборот, переходить к стадии активных действий имеет смысл именно тогда, когда большинство население уже почувствует на себе все прелести ситуации.
Не исключено, что будет иметь место и диверсионная активность — на войне как на войне. Так что мобильная связь и вообще все виды связи в России могут быть выведены из строя или очень плохо работать (связь могут отрубить наши, свалив на врагов).
Четвертая стадия: силовая
Прошло полгода, обявленная агрессором Россия живет в режиме санкций и круглосуточной шовинистической истерии. Экономика умерла, в магазинах мало товаров, многие магазины и ресторан не работают, инфляция, введены ограничения или запрет на хождение валют. Многие банки просто рухнут вместе со вкладами.
Кроме того — безработица и информационная изоляция. Все это время вокруг Крыма идет концентрация вооруженных сил.
Что там происходит внутри — референдумы, новые правительства и прочие чудеса — это все никому не интересно, начиная со второй стадии. Крым считается оккупированной территорией.
Наконец, в «час икс», происходит то самое, чего так жаждали шовинисты: война со стрельбой.
Но, конечно же, она не такая, как в фильмах — это не идущие строем в атаку карикатурные «пиндосы» и «бандеровцы», которых рубят в капусту чудо-богатыри. Посмотрите, как шла операция в Кувейте и Сербии: максимальный ущерб был нанесен беспилотниками, ракетами и всем прочим.
Первых солдат «защитники» Крыма увидят только после того, как военной инфраструктуре полуострова (а возможно и окрестных территорий РФ, где размещаются военные объекты) будет нанесен максимальный ущерб и наступающим силам мало что будет угрожать (опять же, вспоминаются многозначительные обещания любителей Хусейна и Милошевича — беспилотники это фигня, у нас же миллионы танков и лучшая в мире пехота, только суньтесь!
Как мы помним, когда враги все-таки сунулись, не было уже ни танков, ни организованной пехоты, почитайте сами детали. Сербы тоже долго хвастались, что сбили из берданки целый Стелс — только что им это дало? Где теперь Милошевич и их Косово? Вот-вот).
Возможно, на этой стадии и будет иметь место какой-то героизм и некоторое количество бессмысленных подвигов, но конец один: Крым так или иначе зачистят от российских войск и всех тех, кто слишком активно с ними сотрудничал — такова война, это надо понимать. В этом нет ничего хорошего, но такова практика.
Пятая стадия: после неизбежной военной катастрофы страдания рядовых граждан России не закончатся
Тут обломаются и те, кто будет ждать прихода воинов-освободителей: никакие междунарожные силы не перейдут границу России — речь ведь будет идти только о Крыме. Закончив с ним (и попутно максимально уничтожив всю военную и экономическую инфраструктуру, которую только возможно, по всей территории России), острая стадия конфликта закончится и все вернется к третьей стадии.
И вот она будет длиться до тех пор, пока РФ или не признает свое поражение и границы Украины, или, если наш фюрер будет упорствовать, до тех пор, пока он будет оставаться у власти. Повторюсь, Ирак жил в таком кошмаре 12 лет и с падением режима Хусейна не стало и Ирака.
Вот такая грустная история. Я понимаю, что шовинистов никакими аргументами не вразумить и адресуюсь главным образом к нормальным людям: ничего хорошего никого не ждет, от санкций плохо будет всем, да и злость вымещать будут на всех нас.
Я очень надеюсь, что все еще обойдется без санкций и войны.