Электродвигателем постоянного тока называется электромашина, работающая на постоянном токе. Она служит для преобразования электроэнергии в механическую энергию.
Электродвигатель состоит из статора и ротора, а также щеток (коллекторный узел).
На статоре может находиться как постоянный магнит, так и обмотка, которая наводит магнитный поток.
Ротор представляет собой множество катушек, концы выводятся в коллекторный узел. Все концы закреплены на металлическом кольце с изолированными друг от друга пластинами – контактами (их еще называют ламелями), эта конструкция и является коллекторным узлом. Сюда при помощи щеток подводится постоянный ток, на котором работает электродвигатель. Щетки попеременно замыкают определенные контакты обмоток. Вращающий момент создается благодаря тому, что силовые линии магнитных полей статора и ротора перпендикулярны и возникает сила, стремящаяся выровнять направление силовых линий.
Устройство двигатель я очень простое, что, несомненно, является плюсом. Минусом таких двигателей является довольно быстрый износ коллекторного узла, что требует его замены.
Электродвигатель постоянного тока может работать и в качестве генератора. Для этого необходимо затратить некоторую энергию для вращения ротора двигателя, что приведет к появлению напряжения на клеммах питания. Но, как правило, обратное использование двигателя экономически нерентабельно, т. к. имеются некоторые тонкости в проектировании таких машин. Для получения постоянного электротока используются специально для этого разработанные генераторы постоянного тока.