В 2013 году дефицит бюджетов российских регионов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание – на 22%. Об этом говорит статистика, опубликованная Минфином. За январь – декабрь 2013 года лишь шести регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет доходов (при этом еще за январь – сентябрь таких регионов было 25). О причинах резкого ухудшения ситуации Slon спросил у директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич.
– Что произошло?
– В ноябре – декабре ситуация резко ухудшилась. Надо было подгонять цифры о повышении зарплат бюджетников – как правило, умные регионы делают это в декабре – они отчаянно влезли в дополнительные траты. И это означает, что резкое наращивание дефицита пришлось на декабрь.
По итогам года субъекты РФ должны отчитаться перед администрацией президента о выполнении указов президента – в повышении заработных плат бюджетникам. В течение года вы еще можете как-то кувыркаться, но по итогам года вы должны выдать выполнение плановых заданий. И соответственно, в последние два месяца идет наращивание зарплат, влезание в долги и увеличение дефицита.
При этом никакого экономического улучшения нет. Сокращение поступления налога на прибыль – медицинский факт. И в этих условиях регионы должны мощно наращивать расходы на оплату бюджетного сектора. Поэтому вывод простейший: процесс разбалансировки бюджетов субъектов Федерации в последние два месяца 2013 года резко ускорился. Ничем хорошим это кончиться не может.
– А что будет дальше?
– Будет разбалансировка бюджетов субъектов Федерации. Для нее есть два базовых варианта. Вариант первый: господин президент поймет, что погорячился, и как-то отложит исполнение своих указов на более длительный срок. Но и вы, и я понимаем прекрасно, что политического лица он терять не будет, вряд ли такое публичное действо состоится. Вариант второй: добавить регионам денежки на исполнение указов.
– А деньги еще есть?
– (Возможны следующие варианты выделения денег регионам. – Slon) Во-первых, выдать бюджетные кредиты, которые, конечно, будут увеличены. Вариант второй – это кредиты банков. Но коммерческие банки – не самоубийцы, правильно? Поэтому выдать эти кредиты попросят госбанки, и это будет предложение, от которого они не смогут отказаться. Вы понимаете, что госбанки – это структуры, подчиняющиеся решению властей. И потом эти кредиты будут пролонгироваться, пролонгироваться и так далее.
Вариант третий: облигации, которые выпускают регионы. Кто сейчас в здравом уме купит какие-нибудь облигации, за исключением московских? Вариант четвертый: снижение претензий по выполнению указов, изыскание каких-то источников финансирования. Но генеральной линией все равно будет дополнительное финансирование из федерального бюджета.
Просто федеральные власти не готовы пока признать, что регионы не в состоянии выполнить свои обязательства, поэтому власти будут тянуть резину до последнего, а потом все равно выдадут регионам дополнительную денежку.
– А зачем, это же полностью дестабилизирует и невротизирует систему?
– Да, это опять усиление режима ручного управления, что всегда плохо, ведь вы ничего не можете планировать – у вас нет никаких понятных, долгосрочных ориентиров. Во-вторых, это опять [распределение финансов по принципу] «кого люблю, тому даю – кого не люблю, тому не даю».
Майские указы президента вскрыли все дефекты в системе. Это как последняя капля на весах. Разбалансировка бюджетов субъектов Федерации – это пожар. Этот пожар гасят ручным применением пожарных средств, которые льют в разные места.
Первые, кто начал повышать зарплаты бюджетникам, – Чечня и Ингушетия, которые на 90% дотационные. Вообще, тот человек, который писал для президента этот указ, вообще не понимает, в какой стране мы живем. Просто не понимает, потому что если не учитывать региональную компоненту, то весь этот указ дико стимулирует иждивение слабых [в экономическом отношении регионов].
– А есть сейчас в окружении президента человек, который мог бы ему все это объяснить?
– Нет! И даже дело не в человеке. Все очень просто. Публично объявлено то, что объявлено, и, как вы понимаете, этот человек (президент РФ Владимир Путин. – Slon) не привык терять лицо, он никогда не признается в своих ошибках. Тупик, чистый, незамутненный тупик.
– Ну тогда это самодурство и работать в этой системе невозможно.
– Я с вами спорила? Я с вами не спорю. Это абсолютно непродуманный указ – это раз. Он нарушает Бюджетный кодекс – это два. По Бюджетному кодексу, если федеральная власть обязывает регионы нести дополнительные расходы, то она обязана компенсировать эти дополнительные расходы. По разным оценкам, компенсируется 30–35%, а на остальное, ребята, ищите внутренние резервы.
– Есть понимание, как будут выглядеть бюджеты регионов к концу этого года?
– Каждый конец года – это аврал. Регионы должны отчитаться к концу года, и вот по этому [по показателям бюджета] в октябре еще ничего, а в ноябре – декабре идет судорожное наращивание дефицитов и долгов.
Авральная экономика. Мы с вами наблюдаем: а) авральную, б) завиральную и в) абсолютно не учитывающую дифференциацию внутри страны систему управления.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/