Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подвергнет комплексному анализу условия перевозки российских заключенных в тюремных автомобилях и железнодорожных вагонах. Это следует из запросов, адресованных ЕСПЧ правительству России при коммуникации жалобы Алексея Томова, жителя села Выльгорт Республики Коми. Данная жалоба, подготовленная в 2010 году Фондом «Общественный вердикт», касалась условий перевозки осужденного из колонии строгого режима в городе Воркуте в колонию-поселение в Княжпогостском районе Республики Коми.
В сентябре 2009 года Алексей Томов испытал на себе обычные для системы ФСИН России условия конвоирования заключенных. При перевозке по Воркуте он более двух часов провел в камере автозака ГАЗ-3307, где на 3 кв.м площади содержалось десять заключенных с большим количеством личных вещей. Подобная теснота была и при перевозке по железной дороге до города Емвы. Около 20 часов Томов и еще девять заключенных (все – с личными вещами) провели в большой камере тюремного вагона, имеющей стандартную площадь 3,5 кв.м. Затем он и еще четверо заключенных столько же времени содержались в малой камере вагонзака площадью 2 кв.м.
В 2011 году Фонд «Общественный вердикт» направил в Европейский суд по правам человека жалобу на условия перевозки Алексея Томова, нарушающие статью 3 Европейской Конвенции по правам человека, запрещающую пытки. С этой жалобы началась работа Фонда, направленная на гуманизацию системы конвоирования в России. В результате этой кампании Верховный суд России 25 января 2012 года признал недействующей наиболее одиозную норму – «Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» - утвержденную в 2006 году совместным приказом Минюста РФ и МВД РФ. Данная норма инструкции позволяла перевозить в больших камерах тюремных вагонов площадью 3, 5 кв.м от 13 до 16 человек.
Коммуницируя в этом году жалобу Алексея Томова, ЕСПЧ запросил у российского правительства не только данные по его перевозкам, но также стандарты и технические условия, устанавливающие в России требования к тюремным транспортным средствам, а также решения российских судов, принятые по жалобам на негуманные условия перевозки российских заключенных. При этом суд обратил внимание российских властей на недостаточность решения Верховного суда России от 25 января 2012 года. В последнем признаны допустимыми перевозки заключенных в условиях, когда на каждого из них (причем, с личными вещами) приходится от 0,3 до 0,5 кв.м личного пространства. Между тем, ЕСПЧ в ряде своих постановлений ранее указал, что выделение на одного заключенного даже 0,5 кв.м площади недостаточно независимо от длительности его нахождения в пути.
«Прекрасно, что Европейский суд наконец-то указал нашему правительству, что бесконечный поток жалоб, идущих в Страсбург на негуманные условия перевозки российских заключенных, порождают не сотрудники конвойных подразделений ФСИН и полиции, а руководство российских Минюста и МВД, а также Верховный Суд России. Эти ведомства не хотят пересматривать разработанные еще “при раннем Брежневе” правила оборудования автозаков и вагонзаков» – прокомментировал ситуацию юрист «Общественного вердикта» Эрнест Мезак, представляющий интересы Алексея Томова.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/