Главная причина отмены поездов – отсутствие средств: пригородные электрички всегда убыточны

По всей стране с 1 февраля отменяют электрички. Контракты администраций областей с компаниями-перевозчиками заканчиваются, но продлевать договоры предприятия не хотят.

Сегодня с железнодорожного вокзала Ртищево в Пензу отъезжает последняя электричка. Сейчас  она почти пустая, но по пути поезд делает 27 остановок в селах и городах Саратовской и Пензенской областей. На конечную станцию состав прибывает уже переполненный пассажирами. В глубинке работы нет, поэтому люди едут на заработки в крупные города.

«Люди у нас ездят каждый день во все смены, утром, вечером. Многие ездят на сутки – утром потом возвращаются. Нам нельзя эту электричку отменять. В деревнях работы нет. На электричке ездят до города», – говорит Елена Дурнайкина, житель Пензенской области.

Однако пассажиров пока никто не услышал. С начала нового года по всей России отменили 162 пригородных маршрута. Почти столько же перестанут ходить с завтрашнего дня, но и это еще не все. В мае планируется следующее сокращение поездов, насколько – пока еще не известно. По Липецкой области еще недавно ходило 60 электричек, сейчас – лишь 20.

«Я думаю, что наши пассажиры сильно не пострадали. Я сказал бы, даже совсем не пострадали, дело в том, что мы значительный период времени работали над развитием маршрутной автомобильной сети, то есть мы людей перевозим автобусами», – говорит Валерий Елфимов, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области.

Жители Владимирской области сегодня в последний раз смогли проехать на электричках в некоторые районы региона. Количество поездов с завтрашнего дня сократят. Например, из Коврова в Муром будут курсировать не десять, как раньше, а всего пять электричек. Благодаря этому, регион планирует сэкономить 30 миллионов рублей в год. Вместо сокращенных составов на этом маршруте будут ходить междугородние автобусы. Стоимость проезда и время в дороге не будут существенно отличаться – четыре часа поездки на автобусе обойдутся пассажирам в те же 260 рублей.

«Дорожные условия обследованы и разработано совместно с перевозчиками расписание движения автобусов. Таким образом были разработаны расписания движения автобусов, чтобы не вызвать неудобства для жителей городских и сельских населенных пунктов», – говорит Алексей Федяшин, начальник отдела финансирования дорожно-транспортного комплекса Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области.

Неудобства из-за отмены электричек коснутся в первую очередь льготников. Часть рейсов будут выполнять пригородные автобусы, а часть – междугородние. На эти автобусы при покупке билетов скидки не действуют.

Руководители Российских железных дорог утверждают, их вины нет. РЖД не занимается пригородными перевозками уже три года. В каждом регионе это делает местная компания, услуги которой должны оплачиваться из бюджета области.

«Весь прошлый год, весь 2013 год, пригородные компании предупреждали регионы о том, что они находятся в крайне бедственном положении по той причине, что регионы не оплачивают свой заказ», – говорит Максим Шнейдер, начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД».

Главная причина отмены поездов – отсутствие средств. Пригородные электрички, по словам специалистов по транспорту, были убыточны всегда. Компании-перевозчики не могут существовать исключительно на прибыль от продажи билетов. Немало и тех пассажиров, кто их не покупает и ездит зайцем. Если цены поднять, на другие виды транспорта пересядут и те, кто честно привык покупать посадочные талоны.

«Если у нас полторы тысячи человек откажутся от поездки в поезде, в электричке, они сядут в автомобиль. Это не только экологическая составляющая, это загруженность наших дорог. Вопрос не будет решен – и дорог нет, и автобусов хватать не будет», – говорит Владимир Белозеров, руководитель рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Общественной палаты РФ.

В странах Европы, власти делают все, чтобы люди пересели с машин на электричку. Это решает сразу несколько проблем: сокращаются пробки на автодорогах, улучшается экология, да и рабочие места появляются для обслуживания пригородных перевозок. Россия, по словам специалистов, должна идти по такому же пути.

«Я уверен, что на 2015 год та острота, которая возникла сейчас с вопросом пригородных сообщений, будет решена через федеральный бюджет, другого варианта нет», – Михаил Брячак, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту.

Власти регионов не хотят платить за убыточные перевозки. В большинстве компаний пригородный поезд состоит из одного обычного вагона и локомотива, который расходует слишком много солярки. Гораздо экономнее рельсовые автобусы. Расход топлива у них меньше, да и пассажирам в них гораздо комфортнее, поэтому они так популярны в западных странах. В России их делают в Подмосковье. За 10 лет, там сдали в эксплуатацию 265 рельсовых автобусов. Большую часть из них отправили на экспорт в Европу. 
.