Союз потребителей России исходит из того, что ограничение беспошлинного ввоза из-за рубежа товаров, купленных гражданами в интернет-магазинах, к правам потребителей отношения не имеет. Однако оно существенно ущемляет важнейший потребительский интерес – купить нужную качественную импортную вещь как можно дешевле. Сегодня это можно сделать через зарубежный интернет-магазин, прежде всего благодаря тому, что стоимость товаров, ежемесячно беспошлинно ввозимых сейчас на территорию России, весьма высока - 1000 евро. Однако вряд ли ежемесячный ввоз товаров на такую сумму для личных нужд носит сколь-нибудь массовый характер – большинству российских потребителей это просто «не по карману». Быстро растущие объемы электронной торговли скорее объясняются коммерческими целями – много ввозят для перепродажи в России, недобросовестно конкурируя с обычными торговыми организациями, уплачивающими все налоги и пошлины. Такую конкуренцию государство должно пресекать. Рекомендации ОЭСР 1998 года по налогообложению электронной коммерции призывают правительства не вводить на нее специальных налогов, но использовать ранее установленные, добиваясь при этом справедливого распределения налоговой нагрузки между государствами, под юрисдикцией которых находятся ее участники. Именно по такому пути пошла практика развитых стран.
Но принципиальное признание оправданности ограничения беспошлинного (и безналогового) ввоза товаров не снимает главный вопрос: почему товары, не производящиеся российской промышленностью и, следовательно, не конкурирующие с ее продукцией, стоят у нас существенно дороже, чем в других странах? Что делает правительство, чтобы устранить такую несправедливость по отношению к нашим потребителям? Оно обязано объяснить это людям. Отказ от разъяснений и дискуссий с теми, кого не устраивают его решения, неизбежно провоцирует массовый протест, который на фоне остановки многолетнего роста уровня жизни будет становиться все более существенным фактором дестабилизации общественной жизни.
Есть и другой, более простой и конкретный вопрос в этой связи: почему планка беспошлинного ввоза товаров опущена до 200 евро за месяц? Эта сумма существенно ущемляет интересы огромного числа потребителей, которые делают заказы далеко не каждый месяц, а один, два или три раза за год, однако стоимость нужного им товара может существенно превышать 200 евро. Поэтому Союз потребителей России призывает увеличить базовый период, за который рассчитывается суммарная стоимость ввезенных товаров, с месяца до года с пропорциональным пересчетом их предельной стоимости: 200 Х 12 = 2400 евро. Такое решение при сохранении его экономического смысла позволит многократно сократить число рядовых потребителей, чьи интересы будут ущемлены вводимым ограничением. Потребителям, стремящимся получить максимальную экономию на пошлине, не надо будет для этого делать в год 12 заказов, что поможет разгрузить нашу таможню и почту - вспомним весенний коллапс с посылками из-за рубежа. Безусловно, возможны и иные варианты, например, одновременно со снижением предельной стоимости товаров, ввозимых беспошлинно, снизить размер пошлины. Но все эти предложения имеют смысл только тогда, когда лица, принимающие решения, готовы обсуждать их до принятия с теми, чьи интересы они затрагивают, а не высокомерно игнорировать своих сограждан, углубляя противостояние власти и общества.