Россияне, уже выступившие с антивоенными заявлениями, рассказывают, почему молчать сейчас — страшнее, чем говорить
Одиночный пикет возле российского посольства в Берлине, 24 февраля. Фото: EPA-EFE
«Новая» закончила этот текст 23 февраля, а сегодня ранним утром Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции», под которой подразумевается военное вторжение в Украину. Множество россиян выступили против возможной войны, и сейчас, когда она началась, этих людей стало еще больше.
21 февраля Владимир Путин объявил о признании Россией «ЛДНР» и оказании военной помощи республикам. Многие сочли, что это может стать поводом для начала войны с Украиной. Россияне начали высказываться против агрессии: кроме таких известных людей, как Юрий Дудь и Андрей Макаревич, к антивоенным акциям присоединились экоактивисты, правозащитники, политические партии и журналисты. Корреспонденты «Новой» поговорили с теми, кто не побоялся открыто заявить о своей позиции.
В Санкт-Петербурге 23 февраля прошла акция в поддержку признания «ЛДНР», ее организовала «Молодая гвардия «Единой России» и «Волонтерская рота» — движение, как указано на сайте, «за патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи». В это же время на Горсткином мосту появился баннер «Нет войне», который вывесили неизвестные активисты.
Акция в поддержку признания «ЛДНР». Санкт-Петербург, 23 февраля 2022 года. Фото: Алексей Душутин / «Новая»
Еще за три дня до этого на Пушкинскую площадь с пикетами вышли несколько человек. На их плакатах было написано «Россия, не трогай Украину!», «Долой власть чекистов», «Нет войне с Украиной!». Всех пикетчиков задерживали, как только они доставали листы бумаги, — потом троим из них дали по 10 и 15 суток ареста.
Среди задержанных оказался и 80-летний правозащитник Лев Пономарев (Минюст признал его «иностранным агентом»), который еще в 2014 году выступал против присоединения Крыма. «Мы знаем, что выход в условиях санитарных ограничений автоматически предполагает задержание, совершенно очевидно, что люди боятся [выходить], — рассказывает он. — Но, с другой стороны, я точно знаю, что очень много людей выступает против войны, и это [видно] сейчас в соцсетях — там очень активная работа по осуждению войны. Должно сначала сетевое объединение произойти, то есть [людей] много, но пока они в интернете. Мы начали этим заниматься — сетевым и антивоенным движением».
Среди тех, кто высказывался против войны в социальных сетях, оказались экоактивист Аршак Макичян и политзаключенная, редакторка журнала DOXA Алла Гутникова. Каждый из них дал слово украинцам: Алла прочитала автофикшн писателя Станы Корунной «Кроме меня», а Аршак для поста поговорил со своей 16-летней подругой Ариной, живущей в Украине.
«Для меня [чтение] — это способ говорить о вещах, которые по-настоящему меня волнуют; в судах, на допросах меня очень поддерживали книги, — объясняет свой выбор Гутникова. — Иногда о масштабных вещах лучше говорить языком литературы и рассказывать личные маленькие истории, например, как это делает Стана Корунная, потому что мы очень устали от политического дискурса, от канцелярских повторяющихся формулировок, от юридических терминов, а здесь — живой язык». Уже почти год Гутниковой запрещено пользоваться интернетом из-за уголовного дела, но она все равно старается участвовать в политической жизни страны.
Алла надеется, что ее голос услышат украинцы и поймут, что россияне не хотят этой войны: «Я не знаю, как можно не выступать против войны. Тут не важно, фигурантка я уголовного дела или нет. Как можно поддерживать войну? Как можно поддерживать убийство? Это просто невозможно. Россияне и россиянки не хотят этой войны, не поддерживают ее, и им очень больно. Мы все очень переживаем и хотим что-то сделать, но как будто бы от нас ничего не зависит и это невозможно».
О том, что война длится уже несколько лет, напоминают экоактивист Аршак Макичян и его подруга Арина. «Несмотря на весь мой активизм, мне все равно стыдно перед Украиной. Стыдно и страшно за всех нас, — говорит Аршак. — Я понимаю, что последствия для России будут ужасны. Они просто перечеркнули одним решением все наши надежды на нормальное будущее и развитие в России. Это странно, что у нас про войну не говорили постоянно. Война в Донбассе стала чем-то обыденным. И сейчас странно, что люди не выступают активно против — на наш пост отреагировали сотни людей, но этого мало. Очевидно, что выступать против действий властей страшно, но так же очевидно, что если не выступать, то будет сильно хуже. И экономически, и с правами человека, и как угодно».
Объединиться, несмотря на противоречия
Против потенциального конфликта с Украиной высказались политические организации и партии, взгляды которых напрямую противоречат друг другу, но в одном их мнения сходятся — все они не хотят войны. С такими заявлениями выступили партия «Яблоко», либертарианцы из ЛПР и социалисты из «Социалистической альтернативы».
13 февраля «Яблоко» на своем сайте объявило сбор подписей против войны с Украиной. «По обе стороны российско-украинской границы будут гробы и похороны, горе матерей, жен и детей! Каждый из нас, каждый из вас несет всю полноту ответственности за то, чтобы это не произошло!» — написано в их заявлении. За 10 дней партия собрала больше 20 тысяч подписей.
Основная цель создания петиции, говорят в «Яблоке», — «дать людям возможность выразить свой протест против агрессивной политики российской власти, развязывающей войну с Украиной», а такой сбор подписей — единственная возможность привлечь внимание в ситуации, когда «представительные органы власти в России служат исключительно церемониальным нуждам», говорит член федерального Бюро партии Григорий Гришин.
Фото: yabloko.ru/stop-war
Несмотря на политические разногласия, солидарно против войны высказались либертарианцы и социалисты. В разговоре с «Новой» они сказали, что готовы сотрудничать с представителями других взглядов для предотвращения войны. «Если мы сможем прийти к консенсусу и выработать позицию, которая предполагает вместо простой передачи Донбасса одной из сторон демократический референдум среди жителей спорной территории, то в таком случае нам можно говорить о совместной работе, списке требований и программе действий», — говорит активист «Социалистической альтернативы». «Наше [антивоенное] заявление — это мысли, которых придерживается любой адекватный сторонник свободы и настоящий патриот своей страны, поэтому мы уверены, что как внутри партии, так и снаружи многие разделяют нашу позицию», — говорит председатель партии Ярослав Конвей. — Потенциальное признание Донецкой и Луганской областей отдельными государствами — это опаснейшая авантюра, на чем мы и акцентировали внимание. Различия во взглядах тут играют минимальную роль, все мы придерживаемся категоричной антивоенной позиции».
«Мы не молчим»
В день, когда Владимир Путин признал «ЛНР» и «ДНР», издание «Холод» начало в социальных сетях флешмоб «#Янемолчу», чтобы напомнить, что у каждого есть голос: «этой акцией мы хотим разорвать круг молчания и вспомнить о том, что мы крепко связаны с Украиной». «Мне стыдно и страшно», «я не хочу, чтобы моя страна вторглась в другую», «много лет не видела прадедушку, и недавно он умер, а из-за происходящего ужаса я не успела с ним попрощаться». Сейчас к флешмобу присоединилось уже несколько сотен человек — и все они выступают против войны.
«В последнее время такое ощущение, что мы все впали в коллективный сонный паралич. Это когда что-то невыносимо страшное стоит перед тобой, но ты не можешь ни пошевелиться, ни закричать», — первой высказалась главный редактор издания Таисия Бекбулатова (Минюст признал ее «иностранным агентом»). «Нам показалось важным спровоцировать людей высказать свое мнение, потому что право высказываться у нас пока никто не отнял и стоит им в таких ситуациях пользоваться, — так она ответила «Новой». — У меня есть ощущение, что часть людей опасается затрагивать эту тему публично, поскольку не хотят получить какую-то агрессию или попасть на радары как потенциальные «иностранные агенты».
К флешмобу присоединилось студенческое издание DOXA, выложив хэштег «#МыНеМолчим». «Чтобы больше людей высказывались о войне, нужно самим чаще рассказывать о несправедливости, — говорит редактор журнала Виктор Ершов. — [Иначе] цепь молчания сама не прервется. Нет большей несправедливости — чем война, нет ничего хуже, чем молчать о несправедливости». По его словам, пост с поддержкой Украины, украинцев и украинок набрал самое больше количество лайков в инстаграме за все два года, что его активно ведут. «Мы видим, что наша аудитория поддерживает и разделяет нашу позицию. Конечно, один пост ничего не изменит, но еще бессмысленнее молчать. Любое действие с осуждением этого решения лучше бездействия».
«Остановить все это сейчас же, пока не стало слишком поздно»
«Начавшаяся война — это катастрофа, мы до последнего надеялись, что этого не случится. Но сегодня ночью стало очевидно, что война начнется прямо сейчас. Мы готовились к этому, как любое другое медиа, но до сих пор не можем в это поверить», — говорит редактор DOXA Витя Ершов. По его словам, они планируют «максимально подробно освещать все происходящее, поддерживать акции, которые будут проходить против этой военной агрессии».
«Мы настаиваем на том, что Россия — это военный агрессор. Она восемь лет уже воюет с Украиной и сейчас в открытую вторглась на территорию суверенного государства. Мы не знаем, можно ли остановить продвижение армии ядерной державы, но считаем, что каждый из нас должен исходить из принципа «делай что должно, и будь что будет» и делать что-то, чтобы это закончилось», — резюмирует Ершов.
«Чувствую отвращение и тупое бессмысленное желание остановить все это сейчас же, пока не стало слишком поздно, — соглашается главный редактор «Холода» Таисия Бекбулатова. — Но уже слишком поздно, и поезд уже идет под откос. Будем работать, как честное независимое СМИ, и бороться с пропагандой — это наша работа и главное, что мы сейчас можем делать».
У другого активиста — Аршака Макичяна — сегодня должна была случиться свадьба, после которой они с женой хотели уехать в Армению. «Проснулись и поняли, что война началась. Хочется плакать. Чувствую ужас и злость. Хочется в эти дни быть с людьми и выступать против этого ужасного преступления. Роспись сейчас становится еще актуальнее, так как если кто из нас сядет, то можно будет навещать в тюрьме друг друга», — делится он. Он женится в рубашке с надписью «fuck the war».