ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В канун Нового года была поставлена точка в многомесячных судебных тяжбах независимой североосетинский журналистки Мадины Сагеевой. Её в республике считают рекордсменом среди журналистов по искам, поданным против нее за распространение порочащих сведений.
Она выиграла все процессы. Сначала гражданский иск к ней подавал теперь уже бывший глава Северной Осетии Вячеслав Битаров. Через некоторое время в Арбитражный суд обратилась принадлежащая его семье компания «Рестораны Баварии», а в апреле 2021 года до суда дошел и ближайший соратник Битарова - Тамерлан Фарниев, который на тот момент был мэром Владикавказа. Все они оспаривали публикации про себя и все требовали с журналиста по одному миллиону рублей - см. дайджест № 994-995 http://www.mediaconflicts.org/news/1348 .
Еще в одном деле журналист была в качестве потерпевшей стороны: она обратилась в правоохранительные органы, когда убедилась, что ее телефон прослушивается. Ленинский райсуд Владикавказа приговорил к полутора годам лишения свободы условно бывшего сотрудника офиса продаж МТС Юлию Накани: ее посчитали виновной в нарушении тайны переписки и неправомерном доступе к информации - см. дайджест № 991 http://www.mediaconflicts.org/news/1317 .
Мадина всегда заявляла, что ей было важно выиграть при помощи тех механизмов, которое дает государство, ей было интересно, чтобы её защитили законы. И они защитили! Она сейчас уверена, что всё-таки судебная система в Северной Осетии работает, и говорить о том, что это случайность, не приходится, потому что процессов было четыре, у разных судей, в разных судах.
Теперь она говорит о слагаемых успеха. Это замечательный адвокат Алан Тедеев (в республике непросто было найти защитника именно для её ситуации - судиться с главой республики). Это знание стремительно меняющегося законодательства (Мадина теперь назубок знает не только Закон о СМИ, но и все решения пленумов Верховного суда, которые касаются работы журналистов. Помогло и то, что она сохранила все документы, аудиозаписи, на которые ссылалась в своих статьях. «Бавария» уже выплатила судебные издержки (75 тысяч рублей).
Для журналиста суды никогда не проходят бесследно. Мадина заявила, что оставила журналистику. Вот как она это объяснила СМИ: «Наверное, те бои без правил, которые против меня велись на протяжении пяти лет, утвердили меня в этой мысли – мне уже не хочется оставаться в журналистике, да и неинтересно мне уже. Что же касается Северной Осетии, то пять лет давления на журналистику дают о себе знать. У меня ощущение, что наши молодые коллеги не знают, что нужно делать, хоть и называют себя журналистами. Сейчас в республике не вижу молодых журналистов, которые «про правду». Но мы не раз ведь наблюдали: когда профессия заходит в тупик, открывается какая-то форточка. Начали умирать печатные СМИ – появились интернет-издания, их стали законодательно пытаться приструнить – появились соцсети, затем телеграм-каналы и мессенджеры. Сейчас вотсап-рассылка может быть гораздо эффективнее классических каналов распространения информации».