ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Газета Washington Post сообщила, ссылаясь на данные американской разведки, что Россия планирует массированное и многомерное военное наступление на Украину с участием 175 тысяч своих военных. Есть основания полагать, что береговая линия Азова имеет для России более серьезную стратегическую и экономическую ценность, чем пострадавшие от войны восточные районы Украины, сообщает издание. Именно поэтому наступление может начаться в Азовском море, которое разделяет две страны, с последующей высадкой россиян на украинский берег.
Андрей Клименко, главред портала BlackSeaNews, руководитель мониторинговой группы "Института черноморских стратегических исследований", в эфире Настоящего Времени рассказал, какова вероятность вторжения со стороны Азовского моря.
No media source currently available
– Мы оцениваем риски для международной безопасности не столько по риторике, сколько по тем видам мониторинга, который мы ведем. Но и в нашем недавнем обзоре мы отметили следующие моменты.
Первое: за последний месяц значительно увеличилось время искусственного удержания морских коммерческих судов, которые идут с украинскими грузами из украинских портов Мариуполь и Бердянск. За 11 месяцев этого года мы имеем в среднем около 40 часов на одно судно. Это на 10 часов больше, чем в среднем по прошлому году. Это достаточно серьезный индикатор, который говорит о настроениях береговой охраны пограничной службы ФСБ, которая этим занимается.
В то же время есть очень неприятные индикаторы, такие как едва ли не впервые Российская Федерация перекрыла три района в Азовском море, которые находятся в 4-5 милях, то есть в 7-8 километрах от Азовского побережья.
– Вы нас просили показать карты в эфире. Я так понимаю, там как раз об этом идет речь, и в этом случае это карта №2.
– Зона перекрытая с цифрой 4 – это в районе Геническа, цифра 5 – это в районе Бердянска и цифра 6 – это в районе Мариуполя. При этом я хочу отметить, что район, перекрытый в Азовском море у побережья, у входа фактически в Мариупольский порт, – там есть участок, который располагается напротив Новоазовского, это граница, это линия фронта. Там есть часть этого же района, которая захвачена боевиками, которыми руководит Российская Федерация. И 8-9 декабря мы отмечали там наличие большого десантного корабля из состава Черноморского флота, это БДК "Новочеркасск" и ракетного катера "Шуя", которые находились в этих районах. Это могло быть изучением будущего театра военных действий.
Наконец, мы видим, что российские учения в Южном военном округе – это территория от Ростовской области до оккупированного Крыма – не прекратились, несмотря на зиму, идут интенсивно, и акцент в этих учениях делается на учения диверсионных групп, спецназа, ночное десантирование, морская пехота и так далее.
В позитивном плане мы фиксируем наибольший уровень военно-морского присутствия кораблей нечерноморских стран НАТО в Черном море, мы имеем максимум с 2014 года – 31 заход. В настоящее время в декабре четыре корабля: три американских, один французский фрегат до сих пор. И французский фрегат будет встречать Новый год в Черном море, в настоящее время он в Одессе.
"Новый год" я говорю осознанно, потому что новогодние праздники – это, как известно, всегда время отпусков, время спада напряженности в различных государственных структурах, в первую очередь, и в США, и в Европейских странах. И на праздники, а также в такие события, например, как открытие Олимпиады – это периоды, когда риски возможных действий со стороны Российской Федерации, как показывает история, увеличиваются.
– То есть из всего того, что вы нам рассказали, можно сделать вывод, что вполне вероятно, наступление будет с моря: и с Азовского, и с Черного?
– Я думаю, что скорее с Азовского, и мою оценку поддерживают морские эксперты, военные эксперты, с которыми мы тесно сотрудничаем уже несколько лет. У Российской Федерации на сегодняшний день десантных кораблей в Черном море хватит на одну локальную операцию: они смогут высадить, условно говоря, батальон морской пехоты с танками. То есть это не масштабное наступление, но это может быть очень серьезной операцией, если она будет в районе Геническа. Это примыкает к оккупированному Крыму и может очень серьезно повлиять на это.
– То есть сначала Геническ, а не Мариуполь и Бердянск?
– Да, скорее всего.
– В Washington Post шла речь о том, что сначала Мариуполь и Бердянск, потому что крупные порты.
– Я бы сказал, что это уже детали. Никто не знает, какие планы лежат на столе у русских военных, но, конечно, Мариуполь сильнее защищен, чем степная ровная местность в районе Геническа – там везде очень ровный берег, если нет шторма, то в условиях этого договора 2003 года, согласно которому нет морской границы у Украины в Азовском море, десантные военные корабли могут подойти безнаказанно вплотную к берегу и в общем-то оснований по ним стрелять нет, потому что граница идет по линии прибоя. То есть только когда сапог десантника ступил на азовское побережье Украины, у украинских военных есть все законные основания открывать огонь.