Десяткам миллионов мигрантов в зонах конфликтов может быть отказано в вакцинации против COVID-19, предусмотренной в рамках глобальных международных программ. Некоторые крупные производители вакцин обеспокоены юридическими рисками, связанными с вредными побочными эффектами вакцинирования. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на документы Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI).
По данным международных организаций, многие производители вакцин против COVID-19 требуют, чтобы государства возмещали им убытки за любые неблагоприятные побочные эффекты, возникшие у людей в результате применения вакцин. Однако в странах с бушующими внутренними конфликтами, таких как Мьянма, Афганистан или Эфиопия, есть миллионы беженцев, которые находятся вне досягаемости схем вакцинации каких-либо национальных правительств. Работающие в этих темных зонах неправительственные организации не могут брать на себя юридические риски и способны вести работу по вакцинированию беженцев только если производители вакцины сами берут на себя ответственность.
В документах GAVI говорится, что до тех пор, пока все производители вакцин не примут на себя юридическую ответственность, «доступ к вакцинированию для некоторых групп населения останется проблемой». Также отмечается, что новые военные и гуманитарные кризисы создадут в будущем дополнительный спрос на покрытия вакциированием новых тысяч перемещенных лиц.
Согласно данным GAVI, три китайских производителя лекарств согласились взять на себя юридические риски: SinoVac Biotech Ltd, Sinopharm Group Co. Ltd и Clover Biopharmaceuticals Co. Американская компания Johnson & Johnson также подтвердила, что откажется от требования о возмещении ущерба за поставки. Однако на долю этих четырех компаний приходится менее одной трети поставок для беженцев.
Для фармацевтических компаний принятие потенциальной ответственности противоречит стандартной практике. «Производители вакцин стараются минимизировать юридические риски почти в любых условиях» — цитирует Reuters Джона Монахана, профессора Джорджтаунского университета. По его словам, «золотой стандарт [для фармкомпаний] — это полный иммунитет от судебных исков».