Дискуссия Олега Дерипаски с Эльвирой Набиулиной на форуме «Россия зовёт» 30 ноября выявила несколько принципиальных моментов. Имеющих непосредственное отношение к будущему страны.
1. Руководство Банка России не исходит в своей деятельности из самой фактически грустной реальности — Россия — многоукладная страна с многоукладной экономикой. Постиндустриальные уклады столичных регионов и индустриальные уклады большинства остальных регионов функционируют и приводятся в движение совершенно разными импульсами. В Москве можно слегка подмигнуть и тысячи активных людей прочтут сигнал, как руководство к действию. В регионах твоё подмигивание большинство оценит, как нервный тик. И пойдёт на кухню обсуждать эту тему с женой.
2. Уровень ключевой ставки, оказывается, никак не влияет на инвестиционный климат в стране. Иными словами, нет разницы между ставкой в 0% и 20%. Для меня это — главная новость.
3. Никаких процентно-банковских привилегий для развития экономики депрессивных и отсталых территорий, оказывается предоставлять не нужно. Мировой опыт говорит о другом: территориальные диспропорции не могут быть сглажены исключительно рыночными методами. Диспропорции всегда лишь усугубляются. Так как при любой возможности отсталые регионы покидают все типы ресурсов, они вывозятся за пределы территорий: людские, сырьевые, финансовые.
4. Соотношение между акционерным капиталом и кредитами в структуре инвестиций требует уточнения. Тем не менее, принятие решений в корпоративных структурах об источниках инвестирования всегда учитывает соотношение стоимости обслуживания корпоративного долга и ценой заёмных средств. Среднее соотношение между собственными и заёмными средствами при инвестировании 30:70.
5. С удивлением узнал из жёсткого ответа Набиулиной Орешкину, что опасным является управление совокупным спросом. Банк России не считает своей проблему совокупного спроса.
6. Орешкин сказал: «в мире происходит переосмысление экономической политики от количественного смягчения к сращиванию денежно-кредитной и бюджетной политики, совместному стремлению обеспечить уровень спроса в экономике всеми доступными способами». «Новая экономическая политика — переход от политики инструментов к Управлению совокупным спросом и управлению структурой спроса».
7. Набиуллина немедленно и довольно жёстко ответила Помощнику президента по экономике: «Не должно быть смешения политик, когда не понятно, кто за что отвечает. У нас, действительно разные инструменты и мы на многое можем повлиять. «Я достаточно скептически отношусь к понятию «управление совокупными спросом с помощью государства, денежно-кредитной политикой и бюджетной политикой. Потому что на спрос влияют многие другие факторы. На инвестиционный спрос влияет инвестиционный климат. Есть мировой спрос. Не всё определяется. Мы должны говорить о структурных мерах, которые создают устойчивый экономический рост и устойчивый спрос».
8. Подавление спроса, как главный метод борьбы с инфляцией, отказ от стимулирования предложения через облегчения доступа к финансовым ресурсам с неизбежностью приведёт к дальнейшему укреплению роли и позиций государства в экономике. Через 30 лет после СССР ускоренно движемся к доминированию госбанков и госкорпораций.
9. Отказ интегрировать региональную проблематику в контекст денежно-кредитной и бюджетной политики означает одновременно и отказ от инклюзивной модели социально-экономического устройства в России. Что, конечно, странно и никак не вяжется с образом либерально мыслящих руководителей финансового блока.
10. Неинклюзивный характер развития источник политической нестабильности и неопределенности. Бедные люди без перспектив достойного потребления, обеспеченного производительным и квалифицированным трудом, легко верят любому, кто пообещает»фабрики рабочим и землю крестьянам». Господи, как банально…
11. Вывод. Грустный. В следующий среднесрочный цикл произойдёт дальнейшее структурное отставание России от ведущих мировых экономик, как на Западе, так и на Востоке. Территориальные диспропорции обострятся, что приведёт к старению и депопуляции многих регионов страны. Дело в том, что без «видимой руки» государства территориальные проблемы лишь усугубляются. Сегодняшнее сообщение BCG о том, что 80% российских айтишников хотят работать в компаниях, не имеющих физического присутствия в России, а 60% даже готовы к переезду в другую страну, не оставляет шансов на то, что Россия вдруг прорастет мировым лидером в информационных технологиях.
12. Кто будет за это отвечать, нам расскажут по традиции будущие руководители государства. Хотя мне и сегодня ответ более или менее ясен: тот, кто сегодня видит проблемы России лишь из окна своего персонального автомобиля, с мигалкой и без пробок несущегося по похорошевшим улицам столицы.